Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное
деяние.Страница 3
Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Брак, семья обладают значительным моральным и социальным мобилизирующим потенциалом. 0тсутствие их влияния на человека закономерно коррелирует с его преступным поведением.
Отличительным признаком личности преступника является уклонение от социально-полезной деятельности (учеба, труд). В среднем около 30% изобличенных преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления являлись неработающими и не учащимися. Наиболее ярко этот признак выражен у корыстных преступников (до 40—50%).
Трудовая деятельность преступников имеет существенные особенности. Как правило, выполняемая работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места ее выполнения, сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т. п.
Современные социально-экономические условия России породили или обострили определенные факторы, детерминирующие преступность. Речь идет о таких социальных последствиях экономической реформы, как безработица, миграция, национализм и этнические конфликты. Безусловно, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне. Поэтому назрела потребность в их криминологическом изучении в качестве самостоятельных признаков, характеризующих личность преступника.
Своеобразным заместителем функции социально-полезной деятельности у преступников является преступная деятельность, имеющая такие показатели, как рецидив, совершение преступления в группе, криминальный профессионализм и некоторые другие. Эта характеристика личности преступника варьирует в зависимости от многих моментов, например от возраста совершения первого преступления, отбывания наказания в местах лишения свободы, характера преступления.
Уголовная статистика показывает, что среди выявленных преступников около четверти ранее совершили преступление. Примерно 30% из них осуществили преступные действия в группе. Наиболее высок уровень рецидива (смешанного) у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%).
Групповая преступная деятельность наиболее характерна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетний преступник чаще всего совершает преступление в составе группы—до 80%.
Особенности личности преступника в нравственно-психологической сфере становятся объектом криминологического и статистического анализа, когда речь идет о мотивации преступного поведения и состоянии преступника в момент совершения преступления.
Мотивация преступного поведения не всегда прямолинейно связана с характером совершенного преступления. Принципиально важным является следующее требование: мотив не должен приписываться личности исходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует «извлекать» из личности. Нельзя исходить из привычных схем: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения.3
Мотивы преступлений взрослых лиц можно классифицировать таким образом: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные; 6) трусливо-малодушные (В. В. Лунеев).
С большими трудностями связано обнаружение и изучение неосознаваемых мотивов, наиболее характерных для преступлений против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Решить эту задачу можно, если воспользоваться специальными методиками для выявления и анализа мотивов преступного поведения.4
Прием организации временного соседства.
При общении с подчиненным допускается варьировать местом общения. При начале диалога начальник, начав разговор на близкую подчиненному тему, может беседовать сидя рядом с ним на стульях, стоящих вдоль стены его кабинета. Перейдя на более официальный тон, начальник сможет поменять позицию, устроившись за своим рабочим столом. ...
Результаты исследования, их количественный и качественный анализ
Результаты тестирования приведены в таблицах.
Результаты теста на самоотношения ( для испытуемой группы )
№
Шк 1
Шк 2
Шк 3
Шк 4
Шк 5
Шк 6
Шк 7
Шк 8
Шк 9
Н.ф.
Ι
Н.ф.
ΙΙ
Н.ф.
ΙΙΙ
1
3
2
4
3
7
3
2
7
9
12
12
16
2
3 ...
Задание №3. Психологическое консультирование
Вопросы, по которым обращаются к школьному психологу для консультирования.
1. Трудности в учёбе.
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще ...