Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное
деяние.Страница 4
Если опираться на данные уголовной и судебной статистики, то можно получить следующую информацию о нравственно-психологических особенностях личности преступника: совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или наркотического возбуждения; совершение преступлений из хулиганских и иных низменных побуждений; с особой жестокостью; на почве кровной мести; национальной или расовой вражды; в состоянии сильного душевного волнения и др. Так, более трети всех преступлений совершается в состоянии опьянения, а такие, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, в аналогичном состоянии достигают 80%.
Специальные психологические исследования выявляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.
Многочисленные криминологические исследования показывают, что преступники характеризуются низким уровнем юридического сознания. Совершение преступления является результатом общего неуважения к закону, отсутствия несогласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не усвоения требований правовых норм. Основными регуляторами правомерного поведения, по мнению обследованных осужденных, являются: страх наказания и боязнь нежелательных последствий.
Вышеперечисленные особенности личности преступника имеют прежде всего статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Отдельно взятый конкретный преступник может не набрать «полного джентльменского набора», что, конечно, не
означает, что эти особенности произвольно отображены или «притянуты» к понятию личности преступника. Таким образом, различным преступникам вышеперечисленные признаки присущи в разной мере. Например, они более выражены у убийц, разбойников, грабителей, реже встречаются у воров и могут быть едва ощутимы у лиц, совершающих неосторожные преступления.
В реальной жизни многие из людей, которым свойственны вышеперечисленные признаки, все-таки не совершают преступлений. Почему это происходит? Исчерпывающий ответ на сегодняшний день криминология дать пока не может. Но большинство специалистов считают, что в личности преступника проанализированные выше свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества — способность совершить преступление. Это качество получило название «криминогенность личности преступника».
В 70—80-е годы были проведены многочисленные исследования отечественных криминологов с целью выявления такой специфической совокупности свойств. Используя метод распознавания образа, на основе большого статистического материала с помощью ЭВМ ученые пришли к выводу, что устойчивый комплекс из более чем 20 признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические, проявляется у 4 из каждых 5 обследованных преступников.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее определение личности преступника: совокупность социально-психологических свойств личности, которая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления.
Следующим шагом на пути научного осмысления проблемы личности преступника является обобщение и систематизация ее свойств и качеств. Практическое значение вытекающих из теоретического анализа выводов будет существенным, если перейти от понятия «личность преступника» к таким категориям, как «типология личности преступника» и классификация преступников. В конечном счете, деятельность по предупреждению преступности на личностном уровне зависит от разработки типологии личности преступника, которая является основой методики прогнозирования индивидуального поведения и применения, дифференцированных и индивидуализированных мер профилактического и правового воздействия.
План дополнительных методов исследования
Ø Общий анализ крови, мочи
Ø ЭЭГ
Ø МРТ
Ø Консультация окулиста, психолога, логопеда, реабилитолога, физиотерапевта ...
История формирования социально-психологических идей
Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Истоки данных идей в античной философии и философии Нового времени. Место социально-психологической проблематики в историко-эволюционной социологии XIX века.
Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостояте ...
Особенности креативного обучения
Креативное обучение базируется на следующих принципах:
принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;
принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;
принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;
принцип открыто ...