Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 4

Если опираться на данные уголовной и судебной статистики, то можно получить следующую информа­цию о нравственно-психологических особенностях личности преступника: совершение преступления в состоя­нии алкогольного опьянения или наркотического воз­буждения; совершение преступлений из хулиганских и иных низменных побуждений; с особой жестокостью; на почве кровной мести; национальной или расовой вражды; в состоянии сильного душевного волнения и др. Так, более трети всех преступлений совершается в со­стоянии опьянения, а такие, как убийства, тяжкие те­лесные повреждения, изнасилования, в аналогичном со­стоянии достигают 80%.

Специальные психологические исследования выяв­ляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.

Многочисленные криминологические исследования показывают, что преступники характеризуются низким уровнем юридического сознания. Совершение преступ­ления является результатом общего неуважения к за­кону, отсутствия несогласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не усвоения требований правовых норм. Основными регу­ляторами правомерного поведения, по мнению обследо­ванных осужденных, являются: страх наказания и бо­язнь нежелательных последствий.

Вышеперечисленные особенности личности преступ­ника имеют прежде всего статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Отдельно взятый конкретный преступник может не набрать «полного джентльменского набора», что, конечно, не

означает, что эти особенности произвольно отображены или «притянуты» к понятию личности преступника. Таким образом, различным преступникам вышеперечис­ленные признаки присущи в разной мере. Например, они более выражены у убийц, разбойников, грабителей, реже встречаются у воров и могут быть едва ощу­тимы у лиц, совершающих неосторожные преступле­ния.

В реальной жизни многие из людей, которым свой­ственны вышеперечисленные признаки, все-таки не со­вершают преступлений. Почему это происходит? Исчер­пывающий ответ на сегодняшний день криминология дать пока не может. Но большинство специалистов счи­тают, что в личности преступника проанализированные выше свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества — спо­собность совершить преступление. Это качество полу­чило название «криминогенность личности преступ­ника».

В 70—80-е годы были проведены многочисленные исследования отечественных криминологов с целью вы­явления такой специфической совокупности свойств. Используя метод распознавания образа, на основе боль­шого статистического материала с помощью ЭВМ уче­ные пришли к выводу, что устойчивый комплекс из бо­лее чем 20 признаков, включая социально-демографиче­ские, социально-ролевые и нравственно-психологические, проявляется у 4 из каждых 5 обследованных преступ­ников.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее определение личности преступника: совокуп­ность социально-психологических свойств личности, ко­торая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления.

Следующим шагом на пути научного осмысления проблемы личности преступника является обобщение и систематизация ее свойств и качеств. Практическое значение вытекающих из теоретического анализа выво­дов будет существенным, если перейти от понятия «лич­ность преступника» к таким категориям, как «типоло­гия личности преступника» и классификация преступни­ков. В конечном счете, деятельность по предупреждению преступности на личностном уровне зависит от разра­ботки типологии личности преступника, которая являет­ся основой методики прогнозирования индивидуального поведения и применения, дифференцированных и инди­видуализированных мер профилактического и правово­го воздействия.

Страницы: 1 2 3 4 5


План дополнительных методов исследования
Ø Общий анализ крови, мочи Ø ЭЭГ Ø МРТ Ø Консультация окулиста, психолога, логопеда, реабилитолога, физиотерапевта ...

История формирования социально-психологических идей
Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Истоки данных идей в античной философии и философии Нового времени. Место социально-психологической проблематики в историко-эволюционной социологии XIX века. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостояте ...

Особенности креативного обучения
Креативное обучение базируется на следующих принципах: принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям; принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве; принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций; принцип открыто ...