Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное
деяние.Страница 1
Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при несовпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в решении проблемы о сущности и понятии личности преступника. Формирование такого подхода включает в себя решение логически связанных между собой вопросов о том, что такое личность преступника; есть ли она вообще; какие признаки составляют ее содержание; какова ее роль в совершении преступления; как воздействовать на нее, чтобы предотвратить преступление.
Криминологическое учение о личности преступника исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отношений, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у других животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущность человека — не тождественные понятия. Если первое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные аспекты (принадлежность к социальной группе и др.); 2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой); 3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности (отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, к культурным ценностям и т. д.).
Криминологический анализ личности преступника опирается на вышеизложенные положения, но имеет и некоторые особенности. Прежде всего очевидным, наглядным отличием личности преступника от не преступника является сам факт совершения преступления. Преступление как разновидность деятельности субъекта дает основание задуматься о том, какие личностные качества проявились, выразились в нем. Очевидно, что эти отличия можно зафиксировать в личности преступника на внутреннем и внешнем уровне.
На внутреннем уровне отличие образует особый вектор социальной направленности—негативную (антиобщественную) направленность. На внешнем уровне оно воплощается в специфическом виде деятельности — преступной деятельности (или в одном преступлении), а также в своеобразии проявлений в основных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, справедливо утверждение о том, что отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями и опорой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы (Ю. М. Антонян).
По аналогии с преступлением как общественно опасным деянием такие личностные свойства стали называть общественной опасностью личности преступника.
Таким образом, общественная опасность является своеобразной статистической характеристикой личности преступника, так как преступление совершено и, значит, личностные свойства уже проявились. Вот почему справедливо утверждение, что общественная опасность личности преступника является ее ретроспективной оценкой.
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Развивающая работа ориентирована на создание социально- психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей преимущественно средствами преподавания психологических знаний. Психокоррекционная работа ор ...
Г.И. Челпанов как представитель экспериментальной психологии
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936), российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института. Социальную психологию он признавал той частью психологии, которая обязана базироваться на принципах нового мировоззрения, в то время как эмпирическая психология, оставаясь естественнонаучной дисциплиной, вооб ...
Цифры и буквы
Время проведения: 3 мин
Перед вами один из самых трудных и в то же время один из самых простых шифров, например: число 275 можно записать так: ДСП.
Прочитайте зашифрованный ряд: одтчпшсвдд.
Ответ: цифры зашифрованы первыми буквами их названий - теперь буквенный ряд превращается в цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. ...