Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 5

Обычно в криминологической литературе различают типологию и классификацию. При этом исходят из того, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступ­ников на группы согласно единичному, индивидуально­му признаку. Поэтому обычно классификация предшествует типологии.

В уголовной статистике можно встретить следующие классификации преступников.

1) По социально-демографическим признакам: муж­чины, женщины; в возрасте: 14—15; 16—17; 18—24; 25—29; 30—40 лет; старше 50 лет; по уровню образо­вания: с начальным, с 8-классным; со средним и среднеспециальным; с высшим и незаконченным высшим.

2) По признакам социального положения и рода за­нятий: рабочие, служащие, учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры; трудоспособные, но на работающие и не учащиеся; безработные.

3) По признакам места жительства и длительности проживания: город, сельская местность; постоянный житель, мигрант, переселенец.

4) По данным интенсивности и характера преступ­ной деятельности: повторность, рецидив (многократный специальный, особо опасный); в группе, в организован­ной группе.

5) По данным о состоянии лица в момент соверше­ния преступления: в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического возбуждения.

В криминологической литературе можно встретить множество вариантов типологии личности. В зависимо­сти от критерия типологизации все известные типоло­гии можно разделить на три группы.

К первой относятся те из них, в которых преступни­ков дифференцируют в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в совер­шенном преступлении. Например, выделяют:-1) особо опасных преступников; 2) насильственных преступни­ков; 3) корыстных преступников; 4) совершивших пре­ступления против общественного порядка; 5) неосто­рожных преступников.

Вторая группа объединяет типологии, в которых пре­ступников дифференцируют исходя из характера взаи­модействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения пре­ступления или только в зависимости от степени выра­женности криминогенных искажений личности. Приме­ром такой типологии может быть вариант, предложен­ный для несовершеннолетних преступников. В ней выде­ляются два основных типа: криминогенный и случай­ный. Криминогенный тип подразделяется на три подти­па: 1) последовательно криминогенный; 2) ситуативно-криминогенный; 3) ситуативный.

Третья группа включает типологии, в которых критерием типологизации выступает социальная направленность личности преступника. Один из вариантов по­добной типологии ранжирует преступников исходя из соотношений негативной и позитивной направленности личности.

Также классификацию по степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности можно представить в следующем виде:

Страницы: 1 2 3 4 5 


Определение психологического консультирования
Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседнев ...

Рекомендации для психологов и педагогов
проведение тренингов на позитивное мышление, повышение самооценки; проведение тренингов на конструктивное разрешение проблемных ситуаций; проведение тренингов на коммуникативную компетентность и адаптацию к социуму; просмотр фильмов, посвященных агрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (кинотерапи ...

Функции общения
Соответственно сторонам общения различают три основные функции общения: 1) коммуникативная, или информационно-коммуникативная, т.к. процесс общения предполагает обмен информации, не важно, какого она содержания. Общие требования к осуществлению коммуникативной функции таковы: точное оринентирование высказывания на собеседника, отражен ...