Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 5

Обычно в криминологической литературе различают типологию и классификацию. При этом исходят из того, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступ­ников на группы согласно единичному, индивидуально­му признаку. Поэтому обычно классификация предшествует типологии.

В уголовной статистике можно встретить следующие классификации преступников.

1) По социально-демографическим признакам: муж­чины, женщины; в возрасте: 14—15; 16—17; 18—24; 25—29; 30—40 лет; старше 50 лет; по уровню образо­вания: с начальным, с 8-классным; со средним и среднеспециальным; с высшим и незаконченным высшим.

2) По признакам социального положения и рода за­нятий: рабочие, служащие, учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры; трудоспособные, но на работающие и не учащиеся; безработные.

3) По признакам места жительства и длительности проживания: город, сельская местность; постоянный житель, мигрант, переселенец.

4) По данным интенсивности и характера преступ­ной деятельности: повторность, рецидив (многократный специальный, особо опасный); в группе, в организован­ной группе.

5) По данным о состоянии лица в момент соверше­ния преступления: в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического возбуждения.

В криминологической литературе можно встретить множество вариантов типологии личности. В зависимо­сти от критерия типологизации все известные типоло­гии можно разделить на три группы.

К первой относятся те из них, в которых преступни­ков дифференцируют в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в совер­шенном преступлении. Например, выделяют:-1) особо опасных преступников; 2) насильственных преступни­ков; 3) корыстных преступников; 4) совершивших пре­ступления против общественного порядка; 5) неосто­рожных преступников.

Вторая группа объединяет типологии, в которых пре­ступников дифференцируют исходя из характера взаи­модействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения пре­ступления или только в зависимости от степени выра­женности криминогенных искажений личности. Приме­ром такой типологии может быть вариант, предложен­ный для несовершеннолетних преступников. В ней выде­ляются два основных типа: криминогенный и случай­ный. Криминогенный тип подразделяется на три подти­па: 1) последовательно криминогенный; 2) ситуативно-криминогенный; 3) ситуативный.

Третья группа включает типологии, в которых критерием типологизации выступает социальная направленность личности преступника. Один из вариантов по­добной типологии ранжирует преступников исходя из соотношений негативной и позитивной направленности личности.

Также классификацию по степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности можно представить в следующем виде:

Страницы: 1 2 3 4 5 


Организация профориентационной работы в школе
Сложным и ответственным делом является организация профориентации в школе, в процессе которой учащиеся получают возможность в полной мере самостоятельно, творчески применять свои знания и умения на практике, проверять свою готовность к участию в труде, выборе профессии, осознают полезность и значимость своей деятельности. Педагогически ...

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии
Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н. Карицкий следует деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, про ...

Проблемы, связанные с отбором участников тренинговой группы
В предыдущем параграфе мы указывали, что, важным фактором при организации работы группы является формирование адекватного восприятия эмоциональной атмосферы в группе и избежание акцентирования на эмоциональной разрядке. Этот же акцент должен сохраняться и при отборе участников группы, дабы в сознании людей, психологически неблагополучны ...