Материалы » Развитие опосредованной и неопосредованной памяти в подростковом возрасте » Изучение способов запоминания в подростковом возрасте

Изучение способов запоминания в подростковом возрасте
Страница 5

Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят. Далее рассмотрим особенности запоминания слов в четвертой серии - при буквенно-опосредствованном запоминании (таблица 19).

Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %

«Буква-обобщенный

символ»

«Буква-образ»

«Ситуативно-смысловая связь»

«Обобщение»

«Неотреф-лексиров. средство»

64,5

17,4

3,1

3,1

3,9

По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.

Для того, чтобы оценить соотношение эффективности и частоты использования представленных выше способов запоминания при буквенно-опосредствованном запоминании, обратимся к таблице 20.

Таблица 20 - Эффективность и частота использования способов запоминания в 4 серии

Испыт.

«Буква-обобщенный

символ»

«Буква-образ»

«Ситуат. -смысл. связь»

«Обобще-

ние»

«Неотреф-лексиров. средство»

1) З.Н.

0:11

0:1

0:3

2) Б.К.

3:10

2:2

0:3

1:2

3) Т.А.

3:14

0:1

4) К.П.

4:11

0:3

1:1

5) П.С.

2:8

6:6

1:1

6) К.О.

4:11

2:3

0:1

0:1

7) М.М.

3:9

4:4

1:2

8) С.Р.

1:13

1:1

0:1

9) А.Н.

2:8

0:2

1:2

0:3

10) Л.С.

5:12

2:2

0:1

11) К.Д.

5:14

0:1

12) Д.И.

3:6

1:8

0:1

13) С.Д.

4:12

1:2

0:1

14) И.А.

3:13

1:2

15) В.С.

4:12

2:3

16) С.А.

2:10

2:3

2:2

17) О.Н.

7:13

1:1

0:1

0:1

Всего

55:187

25:43

3:5

3:10

1:13

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Занятие 9-е. Тема: "Да, мы умеем думать".
Цель — показать, что созависимые умеют думать, прогнозировать будущее и принимать решения, способствующие построению здоровых отношений. - Когда созависимые будут спрашивать мнение психотерапевта по поводу их собственной жизни, задайте им встречный вопрос, а что они сами думают по этому поводу. Поскольку созависимые долго отказывались ...

Исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков
Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ГОСШ № 8 г. Орши. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9 классов. Исследование проводилось в несколько этапов: – организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование в ...

Разработка алгоритма автоматизации
Блок-схема главной части программы приведена на рис. 2.1. Рисунок 2.1-Блок-схема главной части программы Перед началом работы главной части программы, тестируемый вводит свою фамилию и имя и получает инструкцию по работе с тестом. После ознакомления с инструкцией происходит запуск основной части. Далее происходит вывод текста вопрос ...