Материалы » Развитие опосредованной и неопосредованной памяти в подростковом возрасте » Изучение способов запоминания в подростковом возрасте

Изучение способов запоминания в подростковом возрасте
Страница 2

2. «Обобщение». Для запоминания используется слово более высокого уровня – обобщающее слово (обобщение по типу вид-род), либо испытуемый подбирает обобщающее слово, осуществляя ситуативное обобщение;

3. «Ситуативно-смысловая связь». Изображенный на картинке объект – агент или объект действия (домысливание изображенного на картинке до целостной ситуации; фиксация функционального назначения объекта). Ребенок может давать определение предмету запоминания;

4. «Включение в контекст своей жизни». Испытуемый приводит примеры из своей жизни;

5. «Ассоциация/ассоциативный ряд» – использование пословиц, поговорок, крылатых выражений, слов из песен;

6. «Неотрефлексированное средство» – испытуемый не знает, как он запоминал или не может сказать об этом, не может сформулировать, почему именно эта картинка помогла ему запомнить.

4 серия

1. «Буква-обобщенный символ» – испытуемый выбирает для запоминания первую букву или букву, которая входит в состав слова;

2. «Буква-образ» – буква отождествляется с каким-либо образом, визуально напоминающем запоминаемое слово; трансформация буквы – «превращение» буквы в ту, которая входит в состав слова;

3. «Ситуативно-смысловая связь». Буква соотносится с каким-то объектом, он включается в ситуацию. Изображенный на картинке объект – агент или объект действия; домысливание изображенного на картинке до целостной ситуации; фиксация функционального назначения объекта;

4. «Обобщение». Испытуемый привлекает для запоминания правила русского языка;

5. «Неотрефлексированное средство» – испытуемый не знает, как он запоминал или не может сказать об этом, не может сформулировать, почему именно эта буква помогла ему запомнить слово.

Выделенные способы представлены ниже в таблицах 15, 17 и 20. На данном этапе научной работы в русле проблематики памяти мы не можем окончательно обосновать выбор основания для разделения способов, и используем рабочие названия. Более подробно способы запоминания с ответами испытуемых приводятся в Приложении 6.

Таблица 15. Способы запоминания слов и их количество для 1 серии (непосредственное запоминание), в %

«Повтор запоминаемого слова/по порядку»

«Привлечение внешнего средства»

«Привлечение внутреннего средства»

«Неотрефлексиро-ванное средство»

14,4

5,3

63,6

16,7

На основании таблицы 15 можно сказать, что наиболее часто наблюдался способ «Привлечение внутреннего средства», что согласуется с предположением А.Н. Леонтьева о том, что непосредственное запоминание приобретает в подростковом возрасте иной характер – становится опосредствованным, но с опорой на внутренние средства. Мы наблюдаем также большое количество случаев, когда испытуемые либо не могли объяснить, как они запоминали слово, либо просто стремились запомнить слово, не привлекая приемы опосредствования (способ «Неотрефлексированное средство»), а также высокий процент ответов, где запоминание характеризовалось как простое механическое – с повтором слов по порядку. Способ «Привлечение внешнего средства» был отмечен наименьшее количество раз – он проявлялся в использовании «внешних» опор для запоминания. Так, испытуемая №15 В.С. объясняла запоминание следующим образом: слово «пол» - «Здесь есть в кабинете»; слово «рука» - «У меня рука»; слово «книга» - «Есть в кабинете» (см. Приложение 6). Разумеется, наши испытуемые объясняли способы запоминания только для тех слов, которые репродуцировались ими – ведь вопрос о том, «как» происходило запоминание, задавался в наиболее общем виде – для изучения общей картины, соответственно комментарии чаще всего были для припомненных слов. Но, тем не менее, анализ имеющихся данных позволил нам проследить вышеперечисленные особенности и заключить: у испытуемых подросткового возраста в целом наблюдаются разнообразные и нередко сложные способы запоминания в первой серии, что говорит о хорошем уровне развития непосредственного запоминания в этом возрастном периоде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Виды общения
В специальной литературе существует целый ряд разнообразных подходов к классификации видов общения. В некоторых источниках, исходя из позиции общающихся в коммуникативном процессе, рассматриваются такие виды общения[1]: - деловое общение (идет учет особенностей личности собеседника ради интересов дела) - формально-ролевое общение (рег ...

Личность в группе
Личность в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Проблема социальной идентичности личности. Коммуникативные свойства личности. Когнитивная компетентность личности и ее «когнитивный стиль». Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Перспективы с ...

Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт». Природа социального конфликта.
«Конфликт», как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт – столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что конфликты возможны и в неживой природе. «Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся соп ...