Результаты и их анализ. Особенности воспроизведения
слов испытуемыми подросткового возрастаСтраница 2
НЗ - непосредственное запоминание
КОЗ1 – картинно - опосредствованное запоминание
КО32
– картинно - опосредствованное запоминание (по предположению А.Н.Леонтьева, более трудное)
БОЗ – буквенно-опосредствованное запоминание
1 – мальчик
2 – девочка
Рис. 2. Индивидуальные показатели воспроизведения слов подростками во всех сериях (2006-2007 год)
На основании вышеприведенных результатов мы можем наблюдать следующую особенность: ни в одной из серий не было выявлено нулевых воспроизведений. Максимальное количество воспроизведений было обнаружено во второй серии, при картинном опосредствовании: три случая с воспроизведением 14 слов. В третьей серии результаты таковы: 5 из 10, (то есть половина) испытуемых воспроизвели 13 слов. При этом таблица и график позволяют заметить, что среднее значение по третьей серии (12,2) является относительно близким к среднему значению по второй серии (12,5). Если учесть, что третья серия отличалась от второй большей трудностью, как словесного ряда, так и подбором картинок, рассчитанным на более сложные формы связи их с запоминаемым материалом, то высокие показатели по воспроизведению в этой серии могут говорить о наличии у испытуемых подросткового возраста (12-14 лет) высокого уровня эффективности опосредствованного запоминания. Помимо этого, согласно таблице 4 и рисунку 2, наименее эффективным оказалось буквенное опосредствование (четвертая серия) - результаты запоминания в этом условии даже ниже, чем при непосредственном запоминании. Таким образом, мы (предварительно) можем говорить о том, что, согласно данным нашего пилотажного исследования, находит свое проявление наше предположение о том, что при использовании более сложного метода опосредствования (буквенного), эффективность запоминания может быть снижена по сравнению с другими условиями запоминания. Однако для дальнейшего сравнения и уточнения результатов обратимся далее к показателям исследования 2007-2008 года (см. табл. 5 и рис.3)
Таблица 5. Индивидуальные показатели воспроизведения слов подростками во всех сериях (8 класс, 2007-2008 год)
Ф. И. |
Возраст |
Пол |
Серия 1 (НЗ) |
Серия 2 (КОЗ1) |
Серия 3 (КОЗ2) |
Серия 4 (БОЗ) |
1) З.Н. |
13 |
2 |
5 |
14 |
11 |
0 |
2) Б.К. |
14 |
2 |
7 |
13 |
14 |
6 |
3) Т. А. |
14 |
2 |
6 |
10 |
5 |
3 |
4) К. П. |
14 |
1 |
8 |
13 |
12 |
6 |
5) П. С. |
14 |
1 |
9 |
14 |
14 |
11 |
6) К. О. |
14 |
2 |
8 |
15 |
14 |
7 |
7) М. М. |
14 |
1 |
7 |
11 |
13 |
8 |
8) С. Р. |
14 |
1 |
9 |
13 |
8 |
2 |
9) А. Н. |
15 |
2 |
7 |
15 |
14 |
3 |
10) Л.С. |
14 |
1 |
9 |
12 |
9 |
7 |
11) К. Д. |
14 |
1 |
5 |
14 |
11 |
5 |
12) Д. И. |
14 |
2 |
6 |
11 |
11 |
11 |
13) С. Д. |
14 |
1 |
8 |
14 |
14 |
5 |
14) И. А. |
14 |
1 |
7 |
11 |
13 |
4 |
15) В. С. |
15 |
2 |
10 |
13 |
14 |
6 |
16) С. А. |
15 |
2 |
4 |
12 |
10 |
6 |
17) О. Н. |
15 |
2 |
11 |
14 |
14 |
8 |
Среднее значение |
14,1 |
- |
8,9 |
12,9 |
11,8 |
5,7 |
Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10 мин
Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функ ...
Динамические процессы в малой группе
Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Зависимость исследований групповой динамики от теоретического и методологического позиций исследователя. Значение исследований групповой динамики в школе К. Левина.
Механизмы формирования малых групп. Превращение внешне заданной группы в психологическую реальность для членов г ...
Сущность мышления как психологического процесса. Общее понятие о мышлении
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредст ...