Динамические процессы в малой группеСтраница 1
Главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения:
· необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов;
· нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах.
Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.
Таким образом, социального психолога, прежде всего, интересует:
· как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе (здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и персептивных процессов;
· каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности систему ценностей, норм и установок, которые формируются в больших группах;
· как активность личности в группе реализует усвоение этих установок;
· как создается и развивается группа;
· как в малой группе осуществляются процессы лидерства и принятия групповых решений.
Групповая динамика – это и направление исследования малых групп в социальной психологии (школа Левина), и методики изучения малых групп (разработаны в ней же), и совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии.
Поскольку реальные малые группы существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа.
Причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы - предпосылки существования малой группы, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.
Неформальные группы образуются по инициативе участников группы, формальные группы задаются внешними факторами, например, условиями развития какого-либо социального института; здесь же образуется система предписаний относительно структуры группы, распределения статусов и ролей, формируется цель деятельности. При этом происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности). Все динамические процессы обеспечивают эффективность групповой деятельности. Показатели данной эффективности следующие:
Задание №3. Психологическое консультирование
Вопросы, по которым обращаются к школьному психологу для консультирования.
1. Трудности в учёбе.
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще ...
Прием демонстрации перспективы.
Здесь необходимо включить интересы партнера по общению. Это может быть: экономическое благосостояние, чувство принадлежности, распоряжение собственной жизнью, признание заслуг и достижений человека. При этом можно показать перспективы общения человека с вами для достижения его интересов. ...
Анализ результатов исследования
В ходе проведения анализа было опрошено 3 группы студентов первых курсов. Таким образом, общее количество участников опроса составляет 40 человек.
1. Группа 108 Эк-1.
У 60,2% наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологической защиты – 5. проекция
(форма замещения, способ защиты, при котором собственные бессозна ...