Материалы » Детство человека и животного » Страхи детей и детенышей животных

Страхи детей и детенышей животных

Дети очень любят качели. И в этой страсти они нашли бы общий язык с детенышами обезьян или медведей, но ни щенку, ни жеребенку качели не доставляют удовлетворения. Потому что у них нет врожденных программ брахиации (перепрыгивание с ветки на ветку, раскачавшись на руках), а у людей эти программы сохранились. И один из мотивов снов почти у всех людей - полеты во сне - полет брахиатора. И отсюда ночные кошмары, воспроизводящие ощущение при падении в бездну, - частый страх для брахиатора промахнуться и разбиться. Темноты люди тоже боятся инстинктивно как все дневные животные, а не в силу каких-то реальных опасностей.

Все животные наделены инстинктом самосохранения, страхом смерти - программами, обеспечивающими узнавание главных, стандартных опасностей с первого предъявления. Для гусенка или индюшонка это летящий темный крест с укороченной передней перекладиной - образ хищной птицы. У многих детенышей птиц и зверей врожденный образ хищника - совы, кошачьих - это овал с острыми ушами, круглыми, нацеленными на них глазами.

Самый страшный хищник для наземных приматов и первобытных людей - леопард. Увидев днем в листве маску - морду леопарда, дети пугаются ее сразу. Усиливая "хищные признаки" в облике животных, художники и мультипликаторы создают образы кровожадных хищников для того, чтобы дети пугались. Они хотят этого сами, нуждаются в этом. Если взрослые не дают этого, они придумывают их сами, то есть по сути сами устраивают для себя игровое обучение узнавать хищников и проверять свои врожденные реакции на них.

Для животных их хищник - это тот, кто, в конце концов, окончит их дни. Но для детенышей он не страшен и отвратителен, а завораживающе прекрасен. Таким его заставляет видеть программа, которая есть у очень многих животных.

Б. Спок выделяет в развитии духовной жизни детей период после четырех лет как период интенсивного раздумья о смерти, ее причинах, способах избежать ее. Не только разговоры взрослых или смерть кого-то из них, но в большей мере наблюдения гибели мелких зверьков, птиц, насекомых, цветов питают размышления ребенка. В конце концов, маленький человек осознает, что, скорее всего тоже смертен, но уверен, что ему удастся перехитрить смерть. Современный ребенок, подчиняясь древней программе, упорно анализирует то, о чем, казалось бы, ему лучше пока что совсем ничего не знать. Именно в этом возрасте дети часто совершают внешне беспричинные, жестокие убийства мелких животных. Потребность своими глазами увидеть смерть - одна из причин этого[5].


Психолого–педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...

Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Психологически травмированный ребенок, как правило, впоследствии имеет отклонения в эмоциональном развитии. У него могут сформироваться такие эмоциональные отклонения, как депрессия, тревожность, страхи. Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов зафиксировали особенности психического развития детей, перенесших пренебрежение. Именно эти особеннос ...

История формирования социально-психологических идей
Рождение и развитие социальной психологии своими корнями уходит в античность, считается, что авторы первых работ в русле социально-психологической проблематики – философы Платон и Аристотель. Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель как философы Нового времени продолжили традиции предшественников в осмыслении общества и социальных феномено ...