Стрессе и стрессорностьСтраница 4
Отрицательные психические состояния и проявление вегетативной дезинтеграции |
Психические и вегетативные симптомы с органной локализацией, сердцебиения, расстройства желудочно-кишечного тракта |
Неврозы, язвы желудка, гипертония и т.п. |
Схема 1. Психический стресс (П.Шмидт). [2].
В схеме обращают на себя внимание несколько моментов:
- сам по себе психический стресс приводит к симптомам напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это определяет и профилактические мероприятия в этом периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса;
- лишь на последующих этапах, а именно начиная с появления дезинтеграции, выявляется отрицательная симптоматика, в которой всегда отмечаются и психические расстройства;
- развитие отрицательной симптоматики имеет определённую поступательность. Между нормальной адаптационной реакцией напряжения и формированием невроза или выраженных психосоматических заболеваний обнаруживаются промежуточные, временные состояния функциональных расстройств (в том числе и психические);
- на схеме показано, что чем дальше заходит расстройство, тем большее влияние на это оказывает предрасположение, почва.
Всё это подтверждает значение общих гигиенических (здоровье спортсмена) и профилактических (предупреждение дезинтеграции, снижение степени напряжения) факторов для состояния спортсмена в экстремальных условиях.
По мере усиления роли психического стресса не подлежит сомнению, что в исследованиях необходимо сочетание методов медико-биологических, психологических, клинических, ибо психический стресс - это проблема комплексная. Однако чаще всего определяются гормональные показатели, некоторые показатели деятельности сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, кровяное давление, динамика минутного объёма крови), сдвиги в формуле крови, калиево-натриевом балансе, мышечном тонусе, температуре, кожно-гальванической реакции и пр. Нет необходимости приводить здесь эти широко известные исследования и их данные, но следует отметить, что в целом ряде исследований для характеристики деятельности и работоспособности в спортивных условиях применялись те же методы изучения стресса, какие применялись на других моделях. [2].
Широко распространены исследования нейроэндокринных и метаболических изменений (исследования эозинофилов, 17 кетостероидов, катехоламинов и пр.) Ф.Вайст и К.Адам изучали симпатоадреналовую систему у гребцов. Оказалось, что ожидание перед основным соревнованием действительно представляет собой психический стресс, вызывающий повышение активности симпатоадреналовой системы. [2].
Л. Леви обнаружил положительную корреляцию между интенсивностью эмоционального возбуждения, выделением адреналина и норадреналина с мочой. Ф. Элмадьян и др. [2] указывали на такие же результаты, сравнивая выделение катехоламинов во время напряжённых ситуаций у хоккеистов и боксёров. Отмечено, что сама утомительная физическая нагрузка изменяет выделение катехоламинов. У лыжников и марафонцев после тренировки их выделение было в 4-8 раз больше, чем в покое. Сходные итоги получены при сравнении выделения катехоламинов и у хоккеистов (до, во время и после игры). По данным В.И. Баландина, сдвиги во время тренировочной нагрузки оказываются у лыжников всё же в 2 раза меньшими, чем во время соревнования. Г. Крахенбал также изучал выделение катехоламинов у теннисистов в четырёх ситуациях: обычные условия, тренировка, ожидание соревнования, соревнование. Различия между обычными условиями и тренировкой получились недостоверными. Достоверные различия между тренировками и соревнованиями подтвердили, что психические стрессоры вызывали значительное увеличение выделения катехоламинов. В данном эксперименте психическая переменная имела большее влияние на усиление стрессовой реакции, чем нагрузочный физтологический компонент. [2].
Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления.
По состоянию невербального интеллекта (О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, 1982) детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:
1) дети, у которых развитие невербального интеллекта нескол ...
Теории изучения феномена идентификации и идентичности
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек – теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичнос ...
Задание № 1. Паспорт учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №172» г.Зеленогорск (МОУ СОШ №172).
Дата создания
: 1970 год.
Адрес:
663690, Красноярский край, г.Зеленогорск, ул.Строителей, д.19, тел.8 (39169) 3-33-89. Расположена в жилом секторе на южной окраине города.
Осуществляет свою деятельность на основании
: ...