Стрессе и стрессорностьСтраница 3
В условиях спортивной деятельности наряду с физиологическими компонентами и психические аспекты могут стать сильными стрессорами. Исследователи отмечают, что психическая адаптация в спорте связана с интеллектуальными и эмоциональными процессами. Не сама ситуация, конечно, является стрессором, а отношение спортсмена к ситуации может сделать её стрессовой. Вообще, нет ни одной абсолютно стрессогенной ситуации, но каждая ситуация, в зависимости от отношения к ней, может оказаться стрессором. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение.[19].
Роль психологического компонента стресса в спорте отмечают не только исследователи. Многие выдающиеся тренеры мира, воспитавшие победителей крупнейших соревнований, основывают свою систему тренировки с учётом особенностей психики спортсменов. Американский тренер Джордан считает, что для достижения успеха в спортивных соревнованиях эмоциональная сторона состояния как минимум так же важна как и физическая. Известный тренер по академической гребле К. Адамс стрессу у гребцов даже посвящает специальные исследования. Воспитатель целой плеяды олимпийских победителей в плавании Д.Каунсильмен отводит стрессу специальный раздел в своей монографии "Наука о плавании". В частности, он пишет: "Мы есть то, что мы есть, потому что мы подвергаемся воздействию стресса и адаптируемся к различным видам стресса. Состояние нашего тела, нашего ума и нашего характера есть результат этих адаптаций". [2].
Всё приведённое подчёркивает не только актуальность проблемы стресса, в частности - психического стресса, для спортивной науки, но и обосновывает интерпретацию многих явлений, наблюдающихся в спортивных ситуациях, с позиции современного понятия о стрессе.
Один из исследователей психического стресса в спорте П.Шмидт (высшая гимнастическая школа Меклинген в Швейцарии) рассматривает психический стресс, пользуясь следующей схемой:
Стрессоры окружающей среды, индивидуально переживаемые как угрожающие |
Соматические предрасположения и другие отягчающие факторы |
Функциональные расстройства |
Поражение органов |
Психологический стресс |
Психовегетативная дисрегуляция |
Внешние проявления: - психическое напряжение, - тревога, - напряжение мышц, - вегетативная лабильность |
История формирования социально-психологических идей
Рождение и развитие социальной психологии своими корнями уходит в античность, считается, что авторы первых работ в русле социально-психологической проблематики – философы Платон и Аристотель. Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель как философы Нового времени продолжили традиции предшественников в осмыслении общества и социальных феномено ...
Профессиональная ориентация учащихся. Современные
методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий.
Анал ...
Прием проявления интереса к трудностям и проблемам партнера.
Интерес должен быть истинным и действенным. Фальшивое внимание лишь возводит дополнительные психологические барьеры. ...