Материалы » Работа психолога в МОУ СОШ №172 » Задание №4. Коррекционная и развивающая работа (социально-психологический тренинг)

Задание №4. Коррекционная и развивающая работа (социально-психологический тренинг)
Страница 1

Как объединить учащихся вновь созданного класса? Предлагаю сценарий тренинга сплочения в 10-м классе «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

Цель

: создание условий для объединения членов нового коллектива.

Задачи

:

Познакомить учащихся друг с другом.

Познакомить с правилами тренинга, стадиями развития коллектива, способами оценки каждого задания.

Включить в игровое взаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых баллов и интеграции членов классного коллектива.

Место проведения

: школьный класс.

Продолжительность

: 2,5-3 часа.

Предварительная подготовка

: психолог 1 сентября приходит в класс.

I. Проводит анкету с учащимися:

Считаешь ли ты новый класс «своим»?

Веришь ли ты, что класс будет дружным?

Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?

II. Обращается с просьбой помочь ему в организации тренинга и предлагает собраться желающим в кабинете после классного часа.

III. Распределяет задания между членами инициативной группы, консультирует учащихся по организации и проведению упражнений.

Оборудование и материалы:

классная доска, мел;

бэйджи и фломастеры;

результаты анкеты в виде диаграмм;

рисунки-символы стадий развития коллектива;

текст с правилами тренинга;

бланк учета баллов;

листы с текстом психологических характеристик геометрических фигур (на группу 6-8 экз.);

бланк к упражнению Охота за фактами (по кол-ву уч-ся) и авторучки;

три приза (тетрадь, ручка, блокнот);

веревки (или платки) 6-8 шт. для упражнения «Экстрим»;

куски обоев 50 х 50 см (или картонные папки) - 8-10 шт. для упражнения «Экстрим»;

инструкции для участников групп для упражнения «Экстрим» на группу (6 экз.);

бланки с вопросами для упражнения «Следопыт» (5 экз.)

ватман, клей;

разноцветные листки для отзыва участников (по кол-ву уч-ся).

План тренингового занятия.

I. Введение в тренинг.

Вступительное слово психолога.

Знакомство друг с другом.

Результаты анкетирования.

Информирование о стадиях развития коллектива.

II. Основная часть (Приложение 3).

Упражнение «Геометрические фигуры».

Упражнение «Общие черты».

Упражнение «Охота за фактами».

Упражнение «Кто?».

Разминка: «Пианино», «Стройся».

Упражнение «Экстрим».

Упражнение «Следопыт».

III. Завершение работы (Приложение 3).

Задание «Отзыв в классную газету».

Упражнение «Пирамида».

Рефлексия.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

ХОД ТРЕНИНГА.

I. Введение в тренинг.

Психолог: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Давайте начнем наш тренинг со знакомства друг с другом. Напишите свое имя или производное от имени, т.е. так как вы хотели, чтобы вас называли одноклассники. Напишите имя очень разборчиво на бэйджиках.

(Участники оформляют бэйджи.)

Назовите четко свое имя. Следующий участник называет имя предыдущего участника и свое. Третий участник называет имя двух предыдущих и своё и т.д. Понятно? Кто самый смелый и хочет начать самым первым?

Ведущий: Теперь мы знаем всех по именам. А сейчас мы хотим Вас познакомить с результатами анкеты. На рис.1. представлены ответы учащихся класса на вопрос «Считаешь ли ты новый класс «своим»?». Так 38% уч-ся ответили «да», 3%- «не знаю», а 59% - «нет». На вопрос «Веришь ли ты, что класс будет дружным?» большинство учащихся ответило «нет» (66%), а вот 28% верят в то, что это произойдет, 6% учащихся ответило «не знаю». На вопрос «Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?» только 31% учащихся ответило «да», 69% учащихся нашего класса ответило «нет».

Психолог: Дорогие друзья, я сомневаюсь, что большинство из Вас хочет учиться в чужом, недружном классе. Но вот, чтобы класс стал своим для этого надо что-то делать. Мы с инициативной группой подготовили этот тренинг. Тренинг от слова «тренировка», давайте потренируемся в умении действовать сообща, а в конце тренинга оценим, как это у нас получилось.

Психолог: Для начала давайте познакомимся со стадиями развития коллектива и определим, на какой стадии находимся мы.

Образное описание стадий развития коллектива (по А.Н. Лутошкину).

Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».

Страницы: 1 2


Соотношение мышления и речи.
- Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; - в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» м ...

Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса
Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные. Анализируя характер отношения школьников к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относ ...

Взаимодействие в процессе общения
Основные стороны процесса общения и их характеристика. Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает ...