Влияние коммуникативных процессов и любительской
деятельности на всестороннее развитие личностиСтраница 1
Проблематика совместной деятельности, разрабатываемая в социальной психологии, глубоко связана с психолого-педагогическими и педагогическими проблемами: процесс воспитания и образования осуществляется в условиях совместной деятельности родителей и детей, учителей и учеников. Именно в этой совместной деятельности осуществляется достижение основной воспитательной цели – всестороннее развитие личности.
Особое место в достижении этой цели занимает так называемая любительская деятельность, под которой мы понимаем деятельность, осуществляемую в свободное время: занятия спортом, техникой, художественной самодеятельностью, кройкой и шитьем и т.д. Данные виды деятельности осуществляются долговременно, более - менее систематически с подчеркнутым интересом или с сильной мотивацией. Они предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности.
Совершенно очевидно, что такого рода деятельность особенно значима для детей и молодежи. Именно здесь безгранично широки, ее возможности повлиять на всестороннее развитие человека. Влияние любительской деятельности на этот процесс во многом зависит от того, как в ходе любительской деятельности протекают процессы общения.
Это подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными психологами в разные годы.1 Исходным положением исследования явилось положение о том, что все виды изучаемой любительской деятельности - особенно спортивной, технической, культурной – в определенной мере, форме или на некоторых фазах ее развития, и ее освоением отдельным лицом выступают в качестве совместной деятельности. Следовательно, ее важнейшим компонентом являются коммуникативные процессы.
По результатам исследований совместное осуществление любительской деятельности в соответствующих формах поддерживает развитие этой деятельности, ее долгосрочное осуществление, что и оказывает особо благоприятное воздействие на всестороннее развитие личности. Это можно объяснить таким образом, что именно совместное осуществление деятельности помогает в деле достижения положительных результатов, в деле преодоления затруднений и препятствий, оно удовлетворяет целый ряд потребностей отдельного лица, формирует его жизненные перспективы, мотивацию, силу воли и т.д. Оно облегчает и усиливает формирующее воздействие основных видов деятельности в тех социальных группах, в которые включен человек. Таким образом, оно способствует развитию деятельности, межличностных отношений и личности.
В совместной любительской деятельности осуществляется несколько взаимосвязанных функций, среди которых можно выделить следующие: приобретение сведений о деятельности, ее условиях и ходе осуществления, приобретение методического руководства, исправление и оценка на пути самостоятельных попыток осуществления деятельности (особо на ее первоначальных стадиях и при переходе к более сложным формам или условиям), обучение контролю и регулированию деятельности, приобретение навыка получать обратную связь о ходе и частичных результатах деятельности и использовать ее для руководства этой деятельностью. Таким образом, делается возможным индивидуальное освоение общественного опыта и осуществление деятельности.
Начинается формирование групповых, коллективных и личных отношений людей, участвующих в совместной деятельности. Отдельная личность учится сотрудничеству, социальной интеракции и коммуникации, она приобретает социальные роли и способности, существенные в самых различных областях ее настоящей и будущей жизни – для включения в семью, рабочий коллектив, в общество как целое и для личного ощущения жизненного удовлетворения и счастья.
Концепция ребенка в областях познания
исследующих пренатальное детство. Предмет,
цели и задачи перинатальной психологии
Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактически является одним из первых, этапов исследования личности посвяще ...
Пищевое поведение
Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа (Менделевич, 2005). Иными словами, пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привыч ...
Занятие 11-е. Тема: "Ставим свои собственные цели"
Цель — отработка такого навыка, как умение ставить себе цели.
- На предыдущих занятиях мы поняли, что не можем все контролировать в своей жизни, но можем планировать, можем что-то сдвинуть с мертвой точки, дать импульс движению.
- Цель дает нам направление и указывает станцию назначения в движении.
- Цель — это радость, удовольствие. ...

