Общие положения теории стресса

Все те внешние раздражители, которые вызывают стрессовую реакцию, носят название «стрессоров». Различают стрессоры физиологические и психологические. Физиологические стрессоры оказываю непосредственное влияние на ткани тела. К ним относят болевые воздействия, холод, высокие температуры, чрезмерную физическую нагрузку и др. Психологические стрессоры – стимулы, которые свидетельствуют о биологической или социальной значимости события. Стоит уточнить, что этот раздражитель становится таковым в силу когнитивной интерпретации, то есть значения, которое человек ему приписывает [20]. Но стресс может возникать и без осознания человеком действия стрессора в случае, когда последнее оказывает постоянное, непрекращающееся, разрушительное воздействие. При этом организм сам пытается справиться со стрессовой реакцией доступными ему способами: изменением метаболизма, двигательной активностью. Влияние любого стрессора осуществляется либо непосредственно через экстеро- и интерорецептры и афферентные нервные пути, либо гуморально через жидкие среды организма на структуры ЦНС, расположенные в гипоталамусе, ретикулярной формации, миндалевидном комплексе и гиппокампе. Однако не каждый стрессор моет вызвать стрессовую реакцию. Некоторые люди обладают так называемым психосоматическим иммунитетом, который обусловлен физиологическими или социальными факторами. Также такой иммунитет может иметь генетическую природу.

Но все же доля когнитивного истолкования внешних стимулов в возникновении стресса велика. Как правильно замечено Селье: «Имеет значение не то, что с вами происходит, а как вы это воспринимаете». Наше восприятие зависит от множества личностных и ситуативных факторов, и достаточно часто стрессовая реакция возникает неадекватно оказанному воздействию.

По данным экспериментальных исследований выделяют три вида изменений при стрессовой адаптации [9]:

ü адаптивное увеличение потенциальной мощности стресс-реактивных систем;

ü уменьшение стресс-реакции при повторении стрессорных ситуаций;

ü снижение реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса.

Также следует подчеркнуть важное различие между психофизиологическими расстройствами и неврозами. Стрессовая реакция непосредственно влияет на деятельность внутренних органов, изменяет состав и биохимию внутренней среды организма и при длительном воздействии может привести к смерти. Невроз же, в свою очередь, влияет большей частью на когнитивно-поведенческую сферу и к смерти непосредственно не приводит, хотя может продолжаться десятилетиями. Невроз может приводить к стрессовой реакции, если происходит дезадаптация личности в обществе.

Ценным дополнением к вышесказанному следует отметить, что стресс, по существу, не является абсолютно отрицательной и деструктивной реакцией человека. Еще Селье указывал, что жизнь без стресса невозможна, только смерть приносит нам полную свободу от него. Это легко понять, если вспомнить, что стресс – это некоторое напряжение, а нулевое напряжение равно нулю всех функций организма. В психологии мотивации существует закон Йеркса-Додсона, который вполне приложим и к стрессовому воздействию. Существует некоторый оптимальный уровень стресса, обеспечивающий наилучшую жизнедеятельность. Но при пересечении некоего порога полезность стресса убывает, зато возрастает деструктивный показатель [20].


Трудность тестовых заданий
Теоретическая справка Определение степени трудности тестовых заданий является обязательной процедурой, с которой начинается анализ качества разрабатываемого теста. Основная цель анализа трудности заданий сводится к выбору оптимальных по сложности заданий, которые затем можно было бы упорядочить по нарастанию сложности. Тест не должен в ...

Прием эмоционального заражения (экспрессии).
Рядом с угрюмым человеком обычно портится настроение, рядом с веселым настроение обычно повышается. ...

Особенности видов мышления
В психологии выделяют три вида мышления, которые в то же время являются уровнями его развития. Сначала возникает наглядно-действенное мышление - способность устанавливать свойства и связки предметов и явлений в практической деятельности с ними, дальше формируется наглядно-образное мышление - операция обидами предметов, и в конце - верба ...