Психотерапевтические факторы, по И.ЯломуСтраница 2
4. Альтруизм. Многие, приходящие в группы в самом начале убеждены, что им нечего давать другим, они привыкли смотреть на себя как на ненужных и неинтересных ни для кого. Постепенно здесь они становятся друг для друга источником поддержки и утешения, дают советы, способствуют инсайтам, они разделяют друг с другом проблемы. Расставаясь с группой по завершении ее работы, они благодарят друг друга за то участие, которое каждый принимал в отношении друг друга.
5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы. (иными словами, коррекция неконструктивного опыта проживания в семейной группе конструктивным, полученным в условиях терапевтической группы). Большинство пациентов, как правило, имеет в прошлом чрезвычайно неудовлетворительный опыт, полученный в первичной группе – семье. Терапевтическая группа во многих аспектах напоминает семью: в ней также присутствуют авторитетные родительские фигуры, равные друг другу сиблинги, глубокие личностные отношения, сильные эмоции и глубокая близость наравне с враждебностью и соперничеством. На практике группы психотерапии зачастую ведут два терапевта – мужчина и женщина – в намеренной попытке имитировать родительскую семью. Все это позволяет приобрести конструктивный опыт переживаний «семейной группы».
6. Развитие навыков социализации. Развитие базовых социальных умений – является терапевтическим фактором, действующим во всех терапевтических группах, хотя природа преподаваемых навыков и степень открытости процесса обучения значительно варьируется. В зависимости от типа групповой терапии. Иногда делается явный упор на развитии социальных навыков (в поведенческой терапии). В подобных случаях участников группы просят проигрывать роль – как они приходят к потенциальному работодателю или назначают кому-нибудь свидание.
В группах динамической терапии, где одно из правил поощряет открытую обратную связь, ее участники могут получить значимую для себя информацию о своем неадаптивном поведении (о привычке отводить взгляд в сторону, о жестком взгляде, о надменной манере держать себя, которая отталкивает других).
7. Имитационное поведение. Наблюдение за поведением других – так называемая терапия зрителя - благоприятно сказывается на состоянии клиентов. На протяжении терапии ее участники имеют возможность примерять на себя различные поведенческие модели.
8. Межличностное (интерперсональное) научение. И.Ялом описывает следующий механизм действия данного фактора:
Участники группы, благодаря обратной связи от других пациентов и самонаблюдению, приходят к осознанию существенных аспектов своего межличностного поведения: своих сил, своих ограничений, своих межличностных искажений и неадаптивного поведения, вызывающего нежелательную реакцию со стороны окружающих людей.
Обычно, человек, у которого за плечами множество конфликтных отношений и который вследствие этого страдает от отверждения со стороны окружающих, ощущая общую внутреннюю свою незащищенность, не получает от окружающих обратную связь, для работы над собой. У него формируется образ себя как целиком неприемлемой личности.
Терапевтическая группа, с присущим ей поощрением точной обратной связи, делает возможным такому человеку получение обратной связи. Здесь происходит:
А. Выявление патологии: член группы проявляет свойственное ему или ей поведение.
Б. Благодаря обратной связи и самонаблюдению, пациенты:
1) лучше фиксирую свое собственное поведение;
2) оценивают влияние этого поведения на а) чувства других; б) мнения, которые складываются о них у окружающих; в) мнение, которое они имеет о самих себе.
Я-концепция и самосознание наркозависимых лиц
У людей, страдающих наркотической зависимостью, недостаточно развита «Я-концепция», снижены способности к рефлексии, им свойственна неадекватная самооценка. Наиболее ярко нарушения самосознания проявляются в сфере саморегуляции и самоконтроля. Нарушения самоконтроля проявляются у этих пациентов как в склонности к немедленному отреагиров ...
Классификация толпы
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.
Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы:
1 Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организу ...
Выводы
Формирование стрессовой реакции происходит на разных уровнях организма: нервном, нейроэндокринном, эндокринном,- в зависимости от интенсивности и продолжительности повреждающего воздействия. Нервный уровень, или ось, обеспечивает самый быстрый ответ организма сразу же после начала действия раздражителя, но этот ответ носит кратковременн ...