Формирование самооценки подростков как педагогическая проблемаСтраница 1
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной – У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
По-мнению психологов самооценка
– оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков [32, 597]. Также из советского энциклопедического словаря мы узнаем, что самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.
Критериями
самооценки являются: тревожность, боязнь, страхи, «комплекс неполноценности», самокритичность, высокая требовательность, настойчивость и др.
Психическое развитие подростка тесно связано с таким новообразованием личности как самосознание. Именно в подростковый период наблюдается развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек – более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремиться к самостоятельности, но в жизненных проблемных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.
Если младший школьник в оценке своей деятельности и особенностях свой личности больше доверяет учителю, то подросток стремиться иметь свою оценку, свое мнение.
Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер.
Поведение и деятельность подростка напрямую зависят от особенностей самооценки. Так, при завышенной самооценки у подростка часто возникают конфликты с окружающими, а при заниженной у подростка могут возникнуть желания к уединению, одиночеству, также появляются конфликты с окружающими, в первую очередь с родителями и учителями.
Самооценка играет огромную роль в самовоспитании подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Особенно ярко это отражается в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как уверенность в себе, требовательность, самокритичность, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность, некритичность, тревожность и т.д. [37] Подробнее раскроем понятие тревожность и как она сопоставляется с самооценкой. Понятие тревожность рассматривается как постоянное или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышением эмоциональных и физических напряжений. [32] Как отмечает А.И. Захаров «…состояние тревожности, переживаемое подростками, обусловленное одним из основных противоречий этого возраста: между стремлениями быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, принадлежать к той или иной группе, соответствующая ее ценностям и нормам». [20, 41–43] Сопоставляя динамику тревожности с динамикой самооценки, легко обнаружить их тесную взаимозависимость, особенно у старших подростков. Чем выше и адекватней самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенности в себе и своих возможностях.
Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.
Глоссарий
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализац ...
Выводы
Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.
Нравственные качества проявляются на этапах решения учебной задачи.
Целенаправленная работа положительно влияет на результативность раб ...
Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева
В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения.
Вслед за И. М. Сеченовым он выступает против интроспекционистск ...