Материалы » Социальная психология » Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Страница 1

Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой группы, в которую включен, но и получает в ней и через нее информацию о внешнем мире и в дальнейшем, преобразуя данную информацию, организует свою деятельность.

В самых ранних исследованиях, проведенных в США в 20-е годы XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других или наоборот. Причем в самой группе изучалось не взаимодействие ее членов (интеграция), а факт их одновременного действия рядом. В результате было обнаружено явление социальной фасилитации: тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. Р. Зайенсом было установлено, что присутствие содеятелей положительно влияет на решение простых задач и отрицательно на решение сложных задач. Эффект сдерживания, торможения действий индивида был назван эффектом социальной ингибиции.

Второй этап развития исследований - переход к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. В ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении.

На третьем этапе исследования, посвященные изучению малых групп, стали более структурированы и детализированы: выявили не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы, ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе. Сложились подходы к описанию общей деятельности группы.

Таким образом, в зарубежной социальной психологии сложились 3 основных направления в исследовании малых групп.

Социометрическое (Дж. Морено). Фокус исследования: межличностные отношения, непосредственные эмоциональные контакты между людьми. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача предотвращения конфликтов и напряжений состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп. В качестве критики социометрического подхода, как правило, выдвигают тезис о том, что процесс исследования малых групп сведен к исследованию эмоциональных контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора.

Социологическое (Э. Мэйо). В данном направлении были выделены 2 структуры группы - формальная и неформальная и изучались проявления чувства социабельности - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Исследования Э. Мэйо носили строго прикладной характер. Цель исследований - выявить, как влияет на производительный труда различные условия труда. При введении новшеств, улучшающих условия труда, производительность труда повышалась. Когда все нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Мэйо истолковал это 1) как проявление особого чувства социабельности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе и 2) как результат существования внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, ставшие видимыми исследователю, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Теоретическое значение работ Мэйо для социальной психологии состоит в открытии в малой группе двух типов структур формальной и неформальной структуры.

Страницы: 1 2 3 4 5


Сохранение в памяти и забывание
Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или раннее запомнилось. Психическим процессом, противоположным забыванию, является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека. Разумеется, не все, что человек запоминает, сохраняется ...

Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции. Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии в отечественной психологической и социол ...

Мышление и воображение.
Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении, таким образ ...