Половое воспитание как фактор обретения идентичности
Страница 3

Даже возникающие острые проблемы взаимоотношений при их правильном разрешении с помощью воспитателей и коллектива могут оказаться полезными для дальнейшей жизни.

Средства массовой коммуникации, информации искусства (печать, радио, кино, телевидение) воздействуют на детей и подростков сильнее, чем на взрослых.

Однако, при недостаточно упроченных в этом возрасте нормах поведения, вкусах и привычках, формирующихся нравственных позициях у детей и подростков нередко возникает некритическое копирование создаваемых художественными средствами образцов нежелательного поведения.

На детей и подростков могут оказать неблагоприятное действие фильмы и произведения, для полного понимания которых они еще не созрели. Концентрация внимания на отрицательном поведении, двусмысленность некоторых сюжетов, их незавершенность или натуралистическая обнаженность человеческих отношений приводят к неправильному пониманию поведения героев, социальной значимости тех или иных поступков и использованию их в качестве примеров для подражания. Задача воспитателей и родителей состоит не только в выборе произведений для детей, но прежде всего в заботе о том, чтобы они сумели правильно разобраться в них и дать нравственную оценку изображаемому. Совместное обсуждение со взрослыми книги или фильма полезнее запретов и замков на книжных шкафах.

Заслуживает внимания и музыка. Имеется в виду не тенденциозное её деление на «легкую - плохую», «серьезную – хорошую», а сомнительная польза небрежного музыкального оформления и легковесных сюжетов некоторых песенок, справедливо осуждаемое появление ансамблей, успех которых определяется лишь мощностью усилительной аппаратуры, чрезмерная ритмическая акцентуация поп-музыки и последнего её варианта – панк-рока, сопровождаемого текстами, возбуждающими чувственность. Возможность неблагоприятного влияния подобных эффектов следует учитывать творческим работникам и организациям, особенно если показываются и трактуются взаимоотношения полов и поколений.

Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач не должен заменять учителя биологии, если тот стесняется говорить с учениками о сексуальных проблемах. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах – он создает модели вопросов и употребляет терминологию, не только не обостряющую чувства вины и стыда, но и содействующую раскрытию переживаний и поступков, когда это необходимо.

Главная же задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

Половое воспитание должно опираться не на умозрительные концепции, а на реальные для данного пола и возраста характеристики психосексуального развития ребенка, их особенности в зависимости от семейных, социальных и микросоциальных условий, включая характер проводимого участия в воспитании родителей и других окружающих ребенка лиц.

Формулируя общие принципы полового воспитания, следует подчеркнуть необходимость правдивости и индивидуальности подхода, обязательность участия взрослых в половом воспитании (родителей, педагогов, врачей), значение серьезности и естественности разъяснений и соответствия их уровню физического и психического развития детей. Родители должны давать им разъяснения в домашней обстановке и в обычно свойственной им манере общения с ребенком. За детьми надо оставить право не только на вопросы, но и на обсуждение волнующих их проблем. Позволив ребенку свободно высказаться, взрослый лучше поймет его представления и беспокойство и внесет этим доступную ясность и успокоение.

Содержание и стиль полового воспитания должны отвечать наиболее существенным его принципам, среди которых доверие, соответствие развитию ребенка активной подготовки и иммунизации, правдивость, ясность, непрерывность и повторение, пробуждение собственной ответственности, чистоту, единство передачи фактов и эстетических ценностей.

Доверие – обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Воспитатель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим трудности. Наихудшим отношением воспитателя следует считать постоянные попытки проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т.д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Доверие не есть, однако, разрешение любых вольностей еще не способному управлять собой ребенку. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ними - это заставляет ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника.

Страницы: 1 2 3 4


Методы работы в синектических группах
Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тре­нировки воображения и объединения несовместимых элементов. [2; 11] Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения». Важным критери ...

Соотношение мышления и речи.
- Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; - в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» м ...

Применение музыкотерапии в детском возрасте.
В 1982 г. В Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку. Одна из методик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состои ...