ВведениеСтраница 1
В современных условиях хозяйствования наука управления представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое отражается на всех сторонах общества. Стремление оптимально организовать работу организаций побудило ученых разных областей знаний внимательно изучать механизмы и причины, за счет которых обеспечивается высокая эффективность производства.
Отличительной чертой исторического развития науки управления является ее последовательная психологизация. Известно, что первые рекомендации по научному управлению ("школа научного управления" Ф.У. Тейлора) носили жестко нормативный характер. При таком подходе работник нередко рассматривался как обособленная единица, элемент производственного процесса. Его социальная природа не принималась во внимание.
В 30-60-е годы ХХ века сложился новый этап эволюции менеджмента, получивший название "школы человеческих отношений". Представители этого направления сумели показать важную роль неформальных отношений в деятельности организации. Организации стали рассматриваться как "социальные системы", а человек в них – как одно из центральных звеньев.
Начало ХХІ века, отмеченное огромными социальными изменениями, информационной революцией, ухудшением условий окружающей среды и усложнением межличностных отношений, предъявляет повышенные требования к психике человека, ее эластичности и активности. Взрывы глобальных кризисов последней четверти прошлого столетия поставили точку в судьбе индустриальной парадигмы. В гуманистическом постиндустриальном обществе на передний план выступает проблема человека. Речь идет об изменении места человека в процессе развития. Из средства (инструмента) развития он превращается в саму его цель, что придает самому человеку не декларативную, но сущностную ценность. Таким образом, в центре постиндустриальной парадигмы оказывается человек и идеалы его развития – психического, нравственного, духовного.
Таким образом, современная наука управления и организации производства разворачивается в сторону социализации и психологизации.
В настоящее время в нашей стране происходит интенсивный процесс преодоления технократического и административно-бюрократического методов управления и переход к гуманистическому, поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации. Это определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Однако сам человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей.
Человек – существо социальное. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Однако возрастание роли субъективного фактора, способствующего оптимизации процесса развития личности, отнюдь не умаляет преобразующего воздействия на формирование личности объективных условий, отражающих природу и характер общественного строя, его экономических и социально-политических отношений. Участие личности в различных сферах этой деятельности не ограничивается постоянным воспроизведением однозначных по социальной направленности узкопрофессиональных функций. Напротив, предметно-деятельная сфера личности является источником всестороннего развития, ее интересов и способностей, основой накопления социального и нравственного опыта.
Это означает, что люди как главная производительная сила не могут быть лишь продуктом окружающей их социальной среды. Своими творческими усилиями они вносят серьезные изменения в эту среду, в систему производственных отношений.
Следовательно, деятельность личности в системе общественных отношений, включая производственные, предстает активно функционирующим фактором, способствующим прогрессу производительных сил. Производственные отношения нельзя рассматривать в качестве внешней необходимости, довлеющей над личностью. Они составляют необходимые и разнообразные в своих специфических проявлениях формы, в которых развивается коллективная и индивидуальная деятельность людей.
В сфере производственных отношений развиваются устойчивые формы взаимосвязи коллективной и индивидуальной деятельности, в процессе которой стимулируются инициатива и творчество людей, их нравственное развитие, что, в свою очередь, обогащает и совершенствует производственные отношения, создавая тем самым новые резервы и возможности для оптимизации совершенствования личности.
Восприятие и понимание человека человеком.
Процесс формирования образа другого человека достигается "прочтением" физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.
При оценке восприятия необходимо учитывать:
1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по ...
Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Категория «общение», напоминает А. Л. Журавлев, является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», ...
Задание №2. Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа проведена в 5А классе школы №172 (список класса в приложении 2).
В психодиагностическом исследовании приняли участие - 15 учеников.
1. Методика «Отношение к предметам» (
по
И.В.Дубровиной)
Цель
: изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности.
Инструкция
. Испытуемым п ...