Материалы » Биологический подход как один из подходов воспитания личности » Биологические факторы в развитии личности ребенка

Биологические факторы в развитии личности ребенка
Страница 2

В-третьих, необходимо опираться на физиологические основы умственной деятельности при разработке технологии обучения, воспитания, игровой деятельности детей. Воспитатель может определить, какая реакция последует у ребенка при тех или иных советах, распоряжениях, приказах и других воздействиях на личность. Здесь возможна зависимость врожденных реакций или приобретенных умений м навыков выполнять распоряжения старших.

В-четвертых, умение различать наследственность и социальную преемственность позволяет избежать ошибок и стереотипов в воспитании, вроде «Яблоко от яблони недалеко падает», «От яблони рождаются яблоки, от ели шишки». Имеется в виду передача от родителей положительных или отрицательных привычек, поведения, профессиональных способностей и т.д. здесь возможна генетическая предрасположенность или социальная преемственность и не только от родителей первого поколения.

В-пятых, знание наследственных и приобретенных качеств детей позволяет педагогу понять, что наследственные задатки развиваются не спонтанно, а в результате деятельности, и приобретаемые качества находятся в прямой зависимости от предлагаемых воспитателем видов обучения, игры и труда. Дети дошкольного возраста находятся в стадии становления личностных качеств и целенаправленный профессионально организованный процесс может дать желаемые результаты в развитии дарований каждого индивидуума. [10, 87]

Сторонники биологического направления утверждают, что сознание, интересы и способности человека, его нравственные и профессиональные качества неизменно передаются по наследству ( от музыканта рождается музыкант, от инженера-инженер и т.д.).

Подкрепляют утверждения биологического направления результаты программы «Геном человека». Эта концепция является ведущей в педагогических теориях и практике образования Великобритании и США.

В дошкольном возрасте развитие личности подчинено биологическим закономерностям. К старшему дошкольному возрасту биологические факторы сохраняются, социальные условия постепенно оказывают все большее влияние и перерастают в ведущие детерминанты поведения. педагог должен исходить из того, что ребенок, как и человек в любом возрасте, -это биосоциальный организм, функционирующий в зависимости от потребностей, которые мотивируются и становятся движущей силой развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания. Потребности как биологические, так и социальные мобилизуют внутренние силы, переходят в действенно-волевую сферу и служат источником активности ребенка, а процесс из удовлетворения вступает как мотивированная направленная деятельность. В зависимости от этого выбираются и способы удовлетворения своих потребностей. Здесь как раз и нужна направляющая и организующая роль педагога.

Педагог должен знать еще одну закономерность-развитие любого качества личности в любом возрасте достигается исключительно в деятельности. Без деятельности - нет развития. Восприятие развивается в результате неоднократного отражения окружающей среды в сознании и поведении личности, в соприкосновении с природой, искусством, с интересными людьми. Память развивается в процессе образования, сохранения, актуализации и воспроизведения информации.

Мышление как функция коры головного мозга зарождается в чувственном познании и проявляется в рефлекторной, аналитико-синтетической деятельности. Привычки, нормы и правила поведения воспитываются тоже в деятельности. Методика организации разнообразной деятельности требует специального рассмотрения. Индивидуальные различия детей проявляются в типологических особенностях нервной системы. [8, 156]

Итак, рассмотрев первую главу можно сказать, что биологическими и социальными факторами развития называют те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. В дошкольном возрасте развитие личности подчинено биологическим закономерностям, а так же, что развитие любого качества личности в любом возрасте достигается исключительно в деятельности.

Страницы: 1 2 


Арттерапия
Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие ос ...

Симптоматика стресса у детей
Выделяется ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом: 1. Плохое настроение. 2. Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, сюсюканье и т.п. 3. Плохой сон. 4. Раздражённость, апатия. 5. Отчуждённость от других членов семьи. 6. Отыгрывание на братьях и сестрах. 7. Частые простуды и другие лёгк ...

Операционный аспект мышления
Как отмечалось, при олигофрении нарушения умственной деятельности, в первую очередь, оказывается в недоразвитии операций мышления, в частности анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Анализ - это операция мышления, которая заключается в выделении составляющих, признаков и свойств объекта познания. Анализ тесно связан ...