Материалы » Биологический подход как один из подходов воспитания личности » Биологические факторы в развитии личности ребенка

Биологические факторы в развитии личности ребенка
Страница 2

В-третьих, необходимо опираться на физиологические основы умственной деятельности при разработке технологии обучения, воспитания, игровой деятельности детей. Воспитатель может определить, какая реакция последует у ребенка при тех или иных советах, распоряжениях, приказах и других воздействиях на личность. Здесь возможна зависимость врожденных реакций или приобретенных умений м навыков выполнять распоряжения старших.

В-четвертых, умение различать наследственность и социальную преемственность позволяет избежать ошибок и стереотипов в воспитании, вроде «Яблоко от яблони недалеко падает», «От яблони рождаются яблоки, от ели шишки». Имеется в виду передача от родителей положительных или отрицательных привычек, поведения, профессиональных способностей и т.д. здесь возможна генетическая предрасположенность или социальная преемственность и не только от родителей первого поколения.

В-пятых, знание наследственных и приобретенных качеств детей позволяет педагогу понять, что наследственные задатки развиваются не спонтанно, а в результате деятельности, и приобретаемые качества находятся в прямой зависимости от предлагаемых воспитателем видов обучения, игры и труда. Дети дошкольного возраста находятся в стадии становления личностных качеств и целенаправленный профессионально организованный процесс может дать желаемые результаты в развитии дарований каждого индивидуума. [10, 87]

Сторонники биологического направления утверждают, что сознание, интересы и способности человека, его нравственные и профессиональные качества неизменно передаются по наследству ( от музыканта рождается музыкант, от инженера-инженер и т.д.).

Подкрепляют утверждения биологического направления результаты программы «Геном человека». Эта концепция является ведущей в педагогических теориях и практике образования Великобритании и США.

В дошкольном возрасте развитие личности подчинено биологическим закономерностям. К старшему дошкольному возрасту биологические факторы сохраняются, социальные условия постепенно оказывают все большее влияние и перерастают в ведущие детерминанты поведения. педагог должен исходить из того, что ребенок, как и человек в любом возрасте, -это биосоциальный организм, функционирующий в зависимости от потребностей, которые мотивируются и становятся движущей силой развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания. Потребности как биологические, так и социальные мобилизуют внутренние силы, переходят в действенно-волевую сферу и служат источником активности ребенка, а процесс из удовлетворения вступает как мотивированная направленная деятельность. В зависимости от этого выбираются и способы удовлетворения своих потребностей. Здесь как раз и нужна направляющая и организующая роль педагога.

Педагог должен знать еще одну закономерность-развитие любого качества личности в любом возрасте достигается исключительно в деятельности. Без деятельности - нет развития. Восприятие развивается в результате неоднократного отражения окружающей среды в сознании и поведении личности, в соприкосновении с природой, искусством, с интересными людьми. Память развивается в процессе образования, сохранения, актуализации и воспроизведения информации.

Мышление как функция коры головного мозга зарождается в чувственном познании и проявляется в рефлекторной, аналитико-синтетической деятельности. Привычки, нормы и правила поведения воспитываются тоже в деятельности. Методика организации разнообразной деятельности требует специального рассмотрения. Индивидуальные различия детей проявляются в типологических особенностях нервной системы. [8, 156]

Итак, рассмотрев первую главу можно сказать, что биологическими и социальными факторами развития называют те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. В дошкольном возрасте развитие личности подчинено биологическим закономерностям, а так же, что развитие любого качества личности в любом возрасте достигается исключительно в деятельности.

Страницы: 1 2 


Истоки возникновения
Депрессивное состояние может возникнуть вследствие следующих причин: ü низкая заработная плата; ü неблагоприятные факторы окружающей среды; ü плохая обстановка в семье; ü раздражающие факторы. Все эти факторы могут влиять на поведение учителя. ...

Перечень возможных причин
Время проведения: 10 мин Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать ...

Пол и функциональная асимметрия
По данным М. П. Брайдена, 1977, мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однако самооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин - с плохими. Мужчины и женщины различаются по билатеральной электрокожной активности, по взаи ...