Основные периоды и этапы в развитии конфликта.Страница 1
Начало конфликта. Для признания конфликта начавшимся требуется три совпадающих условия: 1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику; 2)второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; 3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противостоять друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается, как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Окончание конфликта – прекращение действий, направленных друг против друга.
В динамике конфликта можно выделить периоды и этапы.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
1) возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. д.);
2) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия – это восприятие реальности как проблемной. Понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляет смысл данного этапа;
3) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, просьбами, информированием противостоящей стороны);
4) возникновение предконфликтной ситуации – это наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия.
Открытый период – это конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Он включает в себя:
1) инцидент – первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу;
2) эскалацию – резкую интенсификацию борьбы оппонентов;
3) сбалансированное противодействие – процесс, в котором стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается;
4) завершение конфликта – переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта – разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Внешний этап эскалации конфликта.
Внешний этап эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза. Схизмогенез – это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами.
Существуют два варианта схизмогенеза: дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий. Симметричный развивается, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели.
Этапы эскалации конфликта:
1. Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов.
Характеристика этапов:
1) возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы;
2) растет психическая напряженность;
3) меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал эскалации.
2. Третий этап – начало эскалации.
Характеристика этапа:
1) все надежды сосредотачиваются на действии, заменяющим бесплодные дискуссии;
2) обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиций оппонента;
3) никто не готов добровольно отступить.
3. На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет.
Характеристика этапа:
1) у человека присутствует образ другого;
2)человек не готов считаться с чувствами, мыслями, положением другого.
Безопасность и экологичность работы
Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям.
Термин экология (от греческого слова oikos – дом, жилище; logos – учение, наука) ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст ...
Стадии формирования стрессовой реакции
Как отмечал Селье, в своем развитии стресс проходит три стадии. Он сравнивал их с периодами человеческой жизни:
· стадия тревоги – детство, характеризующееся низкой сопротивляемостью и резкими реакциями на любые раздражители;
· стадия сопротивления – зрелость, во время которой человек наиболее адаптирован и приспособлен к условиям сущ ...
Научные предпосылки становления рефлексивного
подхода
Целью данного параграфа будет показать современные тенденции к преодолению исторически сложившейся в психологической науке трактовки познавательной активности, как производной интеллектуальной деятельности в сторону учёта культурных и личностных аспектов познавательной деятельности.
Если в целом давать обобщенную характеристику развити ...