Материалы » Биологический подход как один из подходов воспитания личности » Биологические факторы в развитии личности ребенка

Биологические факторы в развитии личности ребенка
Страница 1

Биологическими и социальными факторами развития называют те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано с взглядами того или другого ученого на генезис психики.

Одним из наиболее спорных вопросов является понимание наследственности и ее значение в психическом развитии ребенка.

Доказывая наследственную обусловленность психического развития ребенка, представители крайних реакционных направлений в педагогической и психологической науках утверждают, что способности, специфика и степень их развития передаются предками потомкам в готовом виде через кровь, через зародышевое вещество – гены; с возрастом эти способности самопроизвольно созревают, не превосходя, однако, уровня развития их родителей.

Продолжая идеи Ч.Дарвина, советские биологи Н.И.Вавилов, И.В.Мичурин и более поздние представители генетики дают диалектико-материалистическое объяснение законам наследственности. Наследственность рассматривается современной биологией как сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма «требовать» от среды определенных условий, обеспечивающих его существование. О носители наследственности биологи еще продолжают спорить. Однако последние исследования советских и зарубежных ученых достаточно обосновано доказывают, что решающую роль в передаче родительских свойств потомкам играют особые белковые соединения, содержащиеся в зародышевых клетках – генах или их ядрах – хромосомах. В них закодированы те свойства организма, которые передаются по наследству. Современная биологическая наука резко изменила представления о роли наследственности в развитии личности ребенка. За последнее десятилетие ученые США разработали программу «Геном человека», расшифровали 90% из 100000 генов, которыми располагает человек. Каждый ген координирует одну из функций организма. Есть, оказывается ген авантюризма, жестокости, самоубийства и даже ген любви. Запрограммированные в генах родителей признаки передаются по наследству и процессе жизнедеятельности становятся наследственными особенностями детей. Эти научно доказана возможность распознавать и лечить наследственные болезни, тормозить предрасположенность к отрицательному поведению детей, т.е в некоторой степени управлять наследственностью.[3, c. 47 – 49]

Недалеко то время, когда ученые создадут методику распознания наследственных признаков детей, доступную медицинским работникам, педагогам и родителям. Но уже сейчас профессиональному педагогу необходимо владеть современной информацией о закономерностях психического и физического развития ребенка.

Во-первых, о сенситивных периодах, оптимальных сроках развития определенных сторон психики – процессов и свойств, периодах онтогенетического развития (онтогенез – развитие личности в отличие от развития вида), то есть об уровне психической зрелости и их новообразованиях для выполнения тех или иных видов деятельности. Ибо незнание элементарных вопросов об особенностях детей приводит к непроизвольному нарушению их физического и психического развития. Например, чрезмерно раннее обучение чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же, как и позднее. Необходимо различать рост и развитие детей. Рост характеризует физическое увеличение массы тела. Развитие включает рост, но главное в нем – прогресс психики ребенка: восприятия, мышления, воли, эмоций и т.д. знание врожденных и приобретенных качеств помогает педагогам и родителям избежать ошибок в организации воспитательно-образовательного процесса, режима труда и отдыха, закаливания и других видов жизнедеятельности.

Во-вторых, умение различать и учитывать врожденные и приобретенные качества позволяет воспитателю предупреждать и, возможно избегать нежелательных последствий врожденной предрасположенности к некоторым заболеваниям (зрение, слух, сердечные недомогания, склонность к простудным заболеваниям и многое другое), элементам двигательного поведения и т.д.

Страницы: 1 2


Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии. Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубиншт ...

Средства общения
Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам: - речевой (вербальный); - неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения вх ...

Упражнения на развитие логики. Все ли утверждения логичны?
Время проведения: 10 мин 1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб. 3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО. 4. Все выпускники медици ...