Материалы » Социально-психологическая характеристика конфликтов » Исследование межличностных отношений и групповых процессов

Исследование межличностных отношений и групповых процессов
Страница 13

Возможен расчет С+ — положительного и С: — отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:

где Е. — эмоциональная экспансивность j-члена; R— сделанные j-членом выборы (+, —).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

индекс эмоциональной экспансивности группы, который высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы; N — число членов группы;

индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы);

индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе, который высчитывается по формуле:

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов;

Fij+— число положительных взаимных связей в группе; N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного выбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, но особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Диагностика

психолого-педагогической характеристики

малой учебной группы

Инструкция.

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:

5 - ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,

4 - проявляется постоянно, но не так сильно,

3 - не очень проявляется,

2 - проявляется противоположное отрицательное качество,

1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Например:

Группа стремиться общаться и сотрудничать с другими групп-пами.

5

4

3

2

1

У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от дру-гих групп.

5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,

4 - когда не очень выражено,

3 - слабо выражено,

2 - больше выражено стремление обходиться, чем общаться,

1 - стремление обособиться выражено ярко

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принцип противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, m справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующее балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Прогноз депрессии
Прогноз в отношении жизни благоприятен, за исключением некоторых соматогенно-органических психозов, где он определяется основным заболеванием. Относительно выздоровления, т.е. выхода из депрессивного состояния, прогноз также благоприятен, но надо учитывать некоторые случаи затяжных, протрагированных депрессий, длящихся годами. По выходе ...

Роль и задачи психолога в обществе потребления
Психология потребления изучает реакцию индивида на продукцию или услугу с целью описания, объяснения и влияния на отклик потребителя. Какие конкретные задачи ставит общество перед психологами, работающими в этой области? В психологии потребления можно выделить несколько сфер. Профессионалы могут разрабатывать рекламные акции, изучать ...

Упражнение «Мой день Рождения»
Время проведения: 10 мин Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания. Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рожден ...