Исследование межличностных отношений
и групповых процессовСтраница 13
Возможен расчет С+ — положительного и С: — отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где Е. — эмоциональная экспансивность j-члена; R— сделанные j-членом выборы (+, —).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются:
индекс эмоциональной экспансивности группы, который высчитывается по формуле:
где Ag — экспансивность группы; N — число членов группы;
индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы);
индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе, который высчитывается по формуле:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов;
Fij+— число положительных взаимных связей в группе; N — число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного выбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, но особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Диагностика
психолого-педагогической характеристики
малой учебной группы
Инструкция.
Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:
5 - ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,
4 - проявляется постоянно, но не так сильно,
3 - не очень проявляется,
2 - проявляется противоположное отрицательное качество,
1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Например:
Группа стремиться общаться и сотрудничать с другими групп-пами. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от дру-гих групп. |
5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,
4 - когда не очень выражено,
3 - слабо выражено,
2 - больше выражено стремление обходиться, чем общаться,
1 - стремление обособиться выражено ярко
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принцип противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, m справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующее балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.
Предисловие
Познав себя, никто уже
не останется тем, кто есть.
Томас Манн
Предлагаемый курс лекций включает в себя достаточно полный Культура - это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. В тиши кабинета можно писать научный труд, сочинять музыку, рисовать картины, но нельзя делать бизнес без людей.
Ку ...
Коммуникативная деятельность следователя
Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемо ...
Прикосновение, давление
Ощущение прикосновения и давления тесно связаны между собой. Даже классическая теория кожной чувствительности (основанная М. Бликом и М.Фреем), которая исходит из признания особых чувствительных точек для каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых чувствительных точек для каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых ре ...