Материалы » Социально-психологическая характеристика конфликтов » Исследование межличностных отношений и групповых процессов

Исследование межличностных отношений и групповых процессов
Страница 13

Возможен расчет С+ — положительного и С: — отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:

где Е. — эмоциональная экспансивность j-члена; R— сделанные j-членом выборы (+, —).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

индекс эмоциональной экспансивности группы, который высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы; N — число членов группы;

индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы);

индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе, который высчитывается по формуле:

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов;

Fij+— число положительных взаимных связей в группе; N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного выбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, но особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Диагностика

психолого-педагогической характеристики

малой учебной группы

Инструкция.

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:

5 - ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,

4 - проявляется постоянно, но не так сильно,

3 - не очень проявляется,

2 - проявляется противоположное отрицательное качество,

1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Например:

Группа стремиться общаться и сотрудничать с другими групп-пами.

5

4

3

2

1

У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от дру-гих групп.

5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,

4 - когда не очень выражено,

3 - слабо выражено,

2 - больше выражено стремление обходиться, чем общаться,

1 - стремление обособиться выражено ярко

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принцип противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, m справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующее балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Теоретический анализ психологических особенностей мотивации власти. Место мотивации власти в мотивационной системе личности
Достаточно распространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее укрепить, и тех, кто только ее домогается. Но, очевидно, не следует преувеличивать значение власти к ...

Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста. Цели и гипотезы исследования
Целями данного исследования являлись: выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков, а также сравнение полученных результатов с данными А.Н.Леонтьева 1920-х гг. Задачи исследования: репликация методики А.Н.Леонтьева в доработанном виде; исследование опосредствованной и непосредственной памяти ...

Шизофрения и ее мозговые механизмы
Шизофрения как отдельное расстройство был впервые выделена Бенедиктом Морелем и Эмилем Крепелиным. Термин «шизофрения» был введен Эугеном Блейлером. Сущность этого заболевания сводится к распаду, разбросу психики. Это расстройство характеризуется рядом симптомов, из которых можно выделить первичные и вторичные. К первичным относятся так ...