Исследование межличностных отношений
и групповых процессовСтраница 8
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
+3 — свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 — свойство проявляется достаточно часто;
О — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляется в одинаковой степени;
-1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное слева);
—2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 - свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Таблица 69 Карта-схема оценки психологического климата
Положительные особенности |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успех» или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов |
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу "один за всех, все за одного |
В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии |
Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
Коллектив подразделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Условия личностной самореализации
Самореализация – это осуществление индивидных и личностных возможностей "Я" посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально поддерживаются обществом.1 Вместе с тем, человек является таким, как ...
Прием обращения за уточнением информации, фактов, известных партнеру.
Большинство людей испытывают необходимость признания через ту информацию, которой они обладают. Данный прием призван вызвать положительные эмоции в результате этого интереса людей. ...
Методика « Сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.
Содержание методики: испытуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате « Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. Посл ...