Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Ход эмпирического исследования и основные результаты

Ход эмпирического исследования и основные результаты
Страница 4

Так, например, в 5 кл. 343 школы по косвенной агрессии 68% учеников имеют средний уровень, 24% - высокий; 41% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 36% - высокий; 33% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 35% - высокий.

В 5 кл 862 школы по косвенной агрессии 22% учеников имеют средний уровень, 14% - высокий; 69% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 17% - высокий; 30% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 30% - высокий. 6 кл. 862 школы по косвенной агрессии 77% учеников имеют средний уровень, 11% - высокий; 48% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 37% - высокий; 36% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 29% - высокий.

6кл. 343 школы по косвенной агрессии 62% учеников имеют средний уровень, 21% - высокий; 59% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 23% - высокий; 44% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 27% - высокий При этом во всех возрастах отмечается самый высокий уровень агрессии - физической, затем – вербальной и косвенной.

Так было обнаружено, что девочки в возрасте 11-13 лет используют в основном непрямые способы агрессии в отличие от мальчиков, прибегающих к прямым способам агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессии формируется у девочек к 11-летнему возрасту. Вышеизложенное подтверждается данными моих экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей младшеподросткового возраста. Данные свидетельствуют, что у младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

У детей 10–11- летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм, по сути, находятся на одной ступени развития. У подростков 12–13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности. Вместе с тем, агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же является менее выраженной. Агрессивность же физическая и косвенная повышается несущественно, так же как и уровень негативизма. В целом, на всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому периоду. Вместе с тем, по мере взросления у подростков начинают доминировать вербальные формы агрессивности и негативизм.

Если рассматривать физическую агрессивность в поло-возрастном аспекте, то она проявляется у 60–70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отмечается лишь у 30–56%. В то же время необходимо отметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности с 70% в 10–11 лет до 61% в 14–15 лет, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 30% в 10–11 лет до 38% в 12–13 лети 56% в 14–15 лет.

Вербальная агрессивность отмечается у 62–82% мальчиков и 38–60% подростков-девочек. При этом в 12–13 лет у мальчиков имеет место снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девочек этот процесс обладает тенденцией к увеличению: 38% в 10–11 лет, 49% в 12–13 лет и 60% в 14–15 лет.

Негативизм значительно сильнее у подростков-мальчиков (68–82%), наблюдаясь только у 36–60% девочек этого возраста. При спаде косвенной агрессивности подростков-мальчиков (от 10 до 15 лет) идет возрастание ее у девочек – с 25% в 10–11 лет до 59% в 14–15 лет.

Наибольшей агрессивностью отличаются 10–11-летние подростки-мальчики, у которых превалирует физическая агрессивность – 70%, при наличии негативизме (68%) и вербальной агрессивности (62%). К 14–15 годам физическая агрессивность снижается до 61%, а косвенная составляет лишь 39%. В отличие от мальчиков у подростков-девочек с возрастом существенно увеличивается физическая агрессивность с 30% в 10–11 лет – до 56% в 14–15 лет. Резко возрастают показатели косвенной агрессивности с 25% в 10–11 лет – до 59% в 14–15 лет и агрессивности вербальной с 38% в 10–11 лет – до 49% в 12–13 лет и 60% в 14–15 лет. Вместе с тем у девочек несколько затухает негативизм .

Опросник Басса-Дарки, несомненно, удачно классифицирует степень и виды враждебности и агрессивности, но с помощью социометрии и рисуночного теста "Несуществующее животное" удаётся выявить некоторые причины, обуславливающие агрессивное поведение, а также личностные особенности, что дополняет информацию об индивиде в процессе исследования. Важным является то, что данные опросника подтверждаются показателями по проективным методикам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Задание №2. Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа проведена в 5А классе школы №172 (список класса в приложении 2). В психодиагностическом исследовании приняли участие - 15 учеников. 1. Методика «Отношение к предметам» ( по И.В.Дубровиной) Цель : изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности. Инструкция . Испытуемым п ...

Прием "Призыв к совместному мышлению".
"Давайте подумаем вместе, обсудим". ...

Психотерапевтические факторы, по И.Ялому
1.Вселение надежды. И.Ялом утверждает, что вселение – краеугольный камень любой психотерапии. Вера в лечение и сама по себе может дать терапевтический эффект, поэтому психотерапевтам следует делать на этом упор, всячески укрепляя веру пациента на успех группового метода психотерапии Исследования показывают, что ожидание помощи от предст ...