Ход эмпирического исследования и основные результатыСтраница 2
Анализ приведённых данных показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек.
В таблице 2 представлены статистические параметры распределения проявлений различных форм агрессии на двух этапах младшего подросткового возраста. Таблица 2
Средние показатели в различных формах агрессии младших подростков.
V класс |
V класс | |||||
ДЕВ 862 |
ДЕВ 343 |
ДЕВ 343 (6 А) |
МАЛ 862 |
МАЛ343 |
МАЛ343 (6 А) | |
Физическ.агрессия |
6,2 |
6,2 |
7,5 |
6,8 |
7,9 |
7.6 |
Косвенн.агрессия |
4,5 |
6,1 |
4,9 |
4,7 |
5,5 |
4.5 |
Раздражение |
5.6 |
7,1 |
5,9 |
5,2 |
6,7 |
4,7 |
Негативизм |
2,9 |
3,9 |
3 |
3,5 |
3,2 |
3,3 |
Обида |
4.4 |
5.8 |
4,8 |
4,3 |
5,5 |
3 |
Подозрение |
5.5 |
6,7 |
5,9 |
5,3 |
6,1 |
5,6 |
Вербальн.агрессия |
8.2 |
8,7 |
8 |
8,3 |
8.7 |
7,5 |
Результаты статистического анализа позволяют утверждать, что к началу младшего подросткового возраста увеличиваются только уровни проявления косвенной агрессии и раздражение. Следовательно, младшие подростки все чаще используют оппозиционную манеру в поведении, они научаются проявлять свою агрессию завуалированными способами, и чем старше становится подросток, тем больше способов и форм косвенной агрессии он может продемонстрировать социуму. Остальные формы агрессии на протяжении подросткового возраста проявляются относительно стабильно, хотя обнаружена незначительная тенденция к их возрастанию.
К VI классу младшего подросткового возраста, напротив, значимо изменяются все частные формы агрессивности, при этом уровень физической агрессии у девочек возрастает, а остальные снижаются. Следовательно, подростки становятся менее обидчивыми и раздражительными, реже демонстрируют негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии. Вместе с тем, они более осторожны и недоверчивы к окружающим, чаще применяют физическую силу.
Анализ полученных в исследовании результатов позволяет сделать вывод о том, что в целом на протяжении младшего подросткового возраста, как обобщенные, так и частные показатели агрессивности значимо меняются как в сторону увеличения, так и снижения. Полученные данные баллы позволяют нам составить таблицу «Процентное соотношение изменений показателей уровней агрессий », в которой мы фиксировали низкий, средний и высокий уровни, в результате чего определили сколько процентов учеников приходится на каждый уровень (см. Таблица 3).
Таблица3 Процентное соотношение изменений показателей уровней агрессий
Группа испытуемых |
Косвенная агрессия |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия | |||||||
низкий уровен |
средний уровен |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень | ||
5 кл 343 |
Д 14 |
1ЧЕЛ 7% |
10 91% |
3 21% |
4 28% |
5 36% |
5 36% |
4 28% |
4 28% |
6 43% |
М 11 |
3ЧЕЛ 27% |
5 45% |
3 27% |
2 18% |
5 45% |
4 36% |
3 27% |
5 45% |
3 27% | |
5 кл.862 |
Д 11 |
3ЧЕЛ 27% |
5 45% |
3 27% |
3 27% |
6 54% |
2 18% |
5 45% |
3 27% |
3 27% |
М 6 |
1ЧЕЛ 17% |
4 67% |
1 17% |
- - |
5 83% |
1 17% |
2 33% |
2 33% |
2 33% | |
6 «А» 343 |
Д 16 |
2 13% |
8 50% |
6 38% |
4 25% |
8 50% |
4 25% |
3 19% |
9 56% |
4 25% |
м 11 |
4 36% |
4 36% |
3 27% |
1 9% |
8 73% |
2 18% |
4 36% |
4 36% |
3 27% | |
6 «Б» 343 |
д 5 |
1 20% |
3 60% |
1 20% |
1 20% |
3 60% |
1 20% |
1 20% |
2 40% |
2 40% |
м 11 |
- - |
11 100% |
- - |
2 18% |
6 54% |
3 27% |
4 36% |
5 45% |
2 18% | |
6 «А» 862 |
д 11 |
2 18% |
8 73% |
1 9% |
2 18% |
8 73% |
1 9% |
3 27% |
5 45% |
3 27% |
м 9 |
1 11% |
6 66% |
2 22% |
2 22% |
5 55% |
2 22% |
4 44% |
3 33% |
2 22% | |
6 «Б» 862 |
д 11 |
2 18% |
9 82% |
- - |
2 18% |
7 64% |
2 18% |
3 27% |
4 36% |
4 36% |
м 7 |
- - |
6 86% |
1 14% |
- - |
7 100% |
- - |
3 43% |
2 29% |
2 29% |
Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Вся история психического развития в переходном возрасте состоит из, строгой иерархии, т.е. перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов. В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, где центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все о ...
Некоторые причины
возникновения школьного стресса у детей. Исследование значения ожиданий
учителя как возникновение стресса
Ожидания являются звеном, замыкающим цикл взаимодействий ученика и учителя. Если, например, школьник считает себя малоспособным, то все его действия будут отражением этой убежденности; тогда и учитель, и одноклассники будут вынуждены взаимодействовать с ним соответствующим образом: постепенно мнение о нем как о малоспособном станет не т ...
Аффектационная суггестия.
Когда человек находится в состоянии аффекта под воздействием чрезвычайных ситуаций (глубокое горе, болезнь, страх перед угрозой опасности, трудность выбора в сложной ситуации, сильное физическое утомление, отсутствие опыта поведения в сложной и незнакомой обстановке), у него естественным путем возникает повышенная внушаемость. Люди в со ...