Психологическая характеристика агрессии. Понятие
агрессии и ее проявленияСтраница 3
- хамство, прямая агрессия, оскорбления.
Как можно объяснить поведение агрессивно настроенных людей?
Если человек лишен возможности лично проявить себя в своих достижениях, отмечаемых и признаваемых обществом, то он стремится выделиться за счет унижения окружающих, злоупотребляя при этом любой властью. Иллюзия того, что в мире всё устроено по принципу "выиграл или проиграл", что победить можно только за счет другого человека, унизив его, заставляет человека быть агрессивным, скатываясь на животные способы улаживания проблем, которые изначально имеют социальный, человеческий характер. Агрессивность процветает чаще всего в условиях безнаказанности, которую дает власть или анонимность.
Психологическая агрессия обижает, злит, расстраивает людей, т.е. нарушает их психологическую целостность. Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, разнообразие проявлений агрессивности у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.
Рассмотрим основные деятельностные формы
проявления агрессии: ярость, раздражение, злость, ненависть.
Ярость - это основное состояние, характеризующее агрессию.
Раздражение - слабо выраженное проявление агрессии, которое сигнализирует о потенциале реакций ярости и в хронической форме предстает в виде раздражительности.
Злость - более интенсивное проявление агрессии, чем раздражение, однако более дифференцированное по своему содержанию и природе.
Ненависть - наиболее тяжелое и доминирующее проявление агрессии. В противоположность остроте реакций ярости и легко варьирующим когнитивным аспектам злости и ярости когнитивный аспект ненависти является хроническим и стабильным. Ненависть укоренена в характере человека.
Интенсивность агрессивных проявлений - раздражения, злости или ярости — в целом зависит от их силы и психологических "функций": отстаивания автономии, удаления препятствий или барьеров на пути желаемого уровня удовлетворения, либо удаления или разрушения источника глубокой боли или внутриличностного конфликта и др.
Гнев - ответная эмоциональная реакция организма на стрессы, которая сигнализирует о том, что какие-то наши потребности не могут быть удовлетворены. Гнев начинает доставлять неприятности, когда выражен неприемлемыми способами для окружающих, когда приводит к агрессии.
Ввиду того, что проявления агрессии у людей многообразны, по мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Агрессивные проявления во всех своих формах имеют одну общую черту: они вызваны "попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей".
Общая характеристика потребностей личности дошкольника. Понятие
и виды потребностей
Потребность – это такое состояние человека, коллектива или общества в целом, при котором они начинают осознавать зависимость своего развития, благополучия или состояния от каких-либо объективных условий своей жизнедеятельности. Потребность это нужда в чем-то. Так существует потребность в образовании, в пище, в приобретении вещей и т.д. ...
Элементарная рассудочная деятельность в эволюционном аспекте
Рассудочная деятельность прошла длительную эволюцию у животных предков человека, прежде чем дать поистине гигантскую вспышку человеческого разума.
Основные результаты экспериментального исследования можно сформулировать в виде следующих положений.
· Во-первых, удалось выявить связь уровня развития элементарной рассудочной деятельности ...
Воспитательные возможности рок-музыки
Не заметить рокового влияния рок-музыки на современную молодежь просто невозможно. В периодике, научных работах, в многочисленных выступлениях деятелей культуры и искусства все сильней звучит тревога в связи с отравлением окружающей «музыкальной атмосферы», засорением эфира низкопробными сочинениями в духе слепого подражательства западн ...