Основные направления профессиональной ориентации и
психологической поддержки. Формы и методы проведения профориентационной
работыСтраница 4
Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей, учащихся в различных видах профессиональной деятельности. Без этого невозможно подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе.
На развитие интересов и склонностей, учащихся в различных видах профессиональной деятельности, большое влияние оказывает целенаправленно осуществляемое трудовое обучение и общественно полезный труд учащихся. Не просто теоретическое знакомство с широким кругом многообразных профессий, но и овладение некоторыми знаниями и умениями, необходимыми для получения наиболее массовых специальностей, приобщение к жизни производственных коллективов позволяют учащимся сознательно подойти к выбору профессии. Целенаправленность трудового обучения и воспитания школьников обеспечивает формирование их профессиональных идеалов соответственно тенденциям общественного производства каждого экономического района и страны в целом.
Но для эффективности данной деятельности особое внимание важно уделять индивидуальной работе с учащимися: необходимо каждому найти определённое занятие, максимально соответствующее его личным качествам и возможностям.
В этой весьма серьёзной и ответственной деятельности велика роль преподавателя трудового обучения.
Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: коммунистического гуманизма, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.
Все компоненты профориентации тесно связаны между собой, функционирование их определяется закономерностями системы в целом, вне её они теряют свою функциональную направленность. Сама же система профориентации взаимодействует с другими системами более высокого порядка: коммунистическим воспитанием, учебно-воспитательным процессом и т.д.
Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессия – официально указанное занятие – "род деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и служащий источником существования".
Профессиография – одна из важнейших отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий или специальностей, основных требований, которые они предъявляют к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а также факторы, обуславливающие успешность или не успешность, удовлетворённость личности данной профессиональной деятельностью.
Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности, называют психологической профессиограммой. Профессиограммы применяют для ознакомления школьников с различными профессиями в процессе профпросвещения.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся:
1) урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией по ходу урока или лабораторно-практические занятия;
2) профинформационный урок;
3) экскурсия на предприятия и в профессиональные учебные заведения;
Выводы
Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека.
По вопросу самоутверждения как предмета научного исследования мы выделили следующее. Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно ...
Прием зрительного контактирования.
От 30 до 60% времени общения между людьми занимает зрительный контакт. Выше этого норма у влюбленных и у агрессивных людей. Взгляд это ваша самоподача через взгляд, которая говорит о ваших преимуществах перед партнером по общению, о вашем статусе по сравнению с ним. ...
Психика человека. Психические познавательные процессы. Психика
и ее развитие
Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии - зоопсихология изучает психику животных).
Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.
Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений ...