Теоретический обзор по профориентационной работе и
языкам программирования. Профессиональное
самоопределение личности. Основные этапы
профессионального самоопределения молодёжиСтраница 4
По результатам анкетирования, проведенного в г. Красноярске сотрудниками кафедры социологии в 1999 г., можно определенно сказать, что большая часть старшеклассников к моменту окончания школы уже определилась с выбором будущей профессии, в то время как учащиеся 8-х классов затрудняются с ответом.
Таблица 1.1.2 - Профессиональные предпочтения учащихся старших классов школ г. Красноярска (количество опрошенных – 142 чел.)
ПРОФЕССИЯ |
Возможный выбор |
Желаемый выбор |
К числу опрошенных в % | ||
Юрист Экономист Бухгалтер Автомеханик Парикмахер Продавец Программист |
18,5 13,4 11,2 9,8 5,6 4,2 4,2 |
15,5 2,1 8,4 9,8 5.6 1,5 4,2 |
Из таблицы 1.1.2 видно, что предпочтение ребят, отражая индивидуально-групповое разнообразие, находятся в русле общецивилизованных и общефедеральных процессов.
Выбор школьником профессии обусловлен многими обстоятельствами. Даже когда этот выбор делается самостоятельно. На подростка влияет его предшествующий опыт (учебный и, в самое последнее время все чаще, трудовой), воздействуют мнения и советы родителей и родных и др. Поэтому самостоятельность выбора, обычно подчеркиваемая многими старшеклассниками, это скорее социально-психологический феномен (демонстрация автономности и независимости молодого человека), чем реальный факт (см. таблицу 1.1.3).
Таблица 1.1.3 – Факторы, ограничивающие возможный профессиональный выбор учащихся г. Красноярска (в % к числу опрашиваемых)
№ п/п |
Препятствия |
% |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Успеваемость в школе Большой конкурс при поступлении на учебу Отсутствие в городе необходимого образовательного учреждения Финансовые трудности Невозможность устроится на работу по выбранной профессии Низкая заработная плата у этих специалистов Мнение родителей и родственников Состояние здоровья Мнение друзей, сверстников Другие |
32,2 30,8 14,0 11,2 9,8 8,4 7,0 4,2 4,2 1,4 |
Таблица 1.1.3 показывает, что для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью.
В современных условиях имеет мало шансов на успех абстрактная, не персонифицированная, не связанная с индивидуальными личными способностями и интересами каждого старшеклассника и, тем более, проводимая в назидательно-директивном тоне пропаганда профессий. Сохранение и даже поддержание иллюзии самостоятельного выбора – не обман молодого человека, а отклик на его социально-психологический настрой.
Профориентационную работу нужно активно вести и среди родителей, учитывая их влияние на профессиональное самоопределение своих детей.
Выбор будущей профессии усиливает ориентацию школьников на специализацию и дифференциацию обучения, что начинает расходиться с традиционными установками школы на общее образование.
Очевидно, выражено стремление школьников к овладению не конкретной профессией традиционного образца, а к приобретению разнообразных практических умений и навыков, которые пригодятся в любой профессии и вообще в жизни. Сюда, по мнению учащихся, относятся: умение работать на компьютере, водить автомобиль, шить, вязать, готовить, вести себя в обществе и т.д
Воспитательные возможности рок-музыки
Не заметить рокового влияния рок-музыки на современную молодежь просто невозможно. В периодике, научных работах, в многочисленных выступлениях деятелей культуры и искусства все сильней звучит тревога в связи с отравлением окружающей «музыкальной атмосферы», засорением эфира низкопробными сочинениями в духе слепого подражательства западн ...
Упражнения на развитие пространственного мышления. Антивремя
Время проведения: 10 мин
Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. ...
Личность и социальная установка
Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Томас и Знанецкий описали и четыре функции атти ...