Классификация толпы

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы:

1 Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

2 Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе её лидером.

3 Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации и организованную толпу.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько её типов и подтипов:

4 Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и так далее).

5 Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

6 Экспрессивная толпа. Формируется, как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.).

7 Экстатическая толпа. Представляют собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного, ритмически нарастающего «заражения» (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок концерты и т.д.).

8 Действующая толпа. Формируется как конвенциальная, осуществляет действие относительно конкретного объекта.

Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды:

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.д.

2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется чаще всего властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в транспорте, ажиотажный расхват продуктов в магазинах, разгром продовольственных складов, осаждение учреждений (например банков), в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.д.).

4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в неё организующего начала способно возвысить стихийное массовое вступление до сознательного акта политической борьбы.

Г. Лебон различает виды толпы по признаку гомогенности:

· Разнородная

· Анонимная (уличная например)

· Персонифицированная (парламентское собрание)

· Однородная

· Секты

· Касты

· Классы


Рекомендации для психологов и педагогов
проведение тренингов на позитивное мышление, повышение самооценки; проведение тренингов на конструктивное разрешение проблемных ситуаций; проведение тренингов на коммуникативную компетентность и адаптацию к социуму; просмотр фильмов, посвященных агрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (кинотерапи ...

Развитие памяти в подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходит значительная перестройка и развитие памяти. Способность к произвольному запоминанию на основе приема заучивания постоянно, но медленно возрастает до 13 лет, а с 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост запоминания, имеющего смысловой, логический характер [37]. В переходном возрасте, по Л.С. Выго ...

Каналы имиджформирующей информации, стратегия формирования имиджа
Имидж создается на основе исходящей от человека имиджформирующей информации. Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами: а)вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно; б)непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно. Имиджформирующая информация, исходящая от человека, воспринимается другими люд ...