Личность и социализацияСтраница 2
В настоящее время уже не вызывает сомнения позиция, согласно которой социализация человека происходит в течение всей жизни, различаясь качественно на каждом возрастном этапе. О. Г. Брим, автор данной идеи, следующим образом представлял различия между социализацией детей и взрослых:
1) социализация взрослых преимущественно изменяет их внешнее поведение, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации;
2) взрослые могут оценивать нормы, которые им предлагаются, а дети некритично усваивают их;
3) социализация взрослых требует понимания социальных иерархий;
4) социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками, а социализация детей формирует преимущественно мотивацию их поведения.
Попытки создать стадиальную систему социализации строились не только на логике возрастных изменений и решения психосоциальных задач индивида, но и, например, на включении его в трудовую деятельность. Согласно этому взгляду, следует различать дотрудовую, трудовую, и послетрудовую социализацию. Дотрудовая социализация включает в себя раннюю социализацию в дошкольном детстве, стадия обучения захватывает юность, непосредственно трудовая стадия – для зрелых взрослых, а послетрудовая стадия объединяет тех, кто вышел на пенсию.
Существует также представление характеристик содержания социализации как предмета исследования в контексте той или иной научной дисциплины. Стадию освоения человеком системы социальных отношений и норм, реализуемую в процессе вхождения человека в социальные группы, изучает социология. Стадию, характеризующуюся межличностными связями (положение в группе, групповые роли и т. п.), изучает социальная психология. Стадию, связанную с процессом духовного обогащения личности, развитием ее способностей и индивидуального опыта на основе опыта социального и всей системы социальных отношений, изучает целый ряд гуманитарных дисциплин. Тем не менее, попытка расчленить во времени процесс вхождения в социальную структуру, в систему межличностных отношений и процесс внутреннего обогащения, развития самоутверждения личности, по мнению некоторых исследователей, не обоснована.
Степень нормативного воспроизводства социального знания отражает понятие «социализированность», которое дает представление о наличии личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение, или процесс социальной адаптации индивида. Фактически социализированность показывает готовность к переходу на следующую стадию социального развития. Однако акцент исключительно на функцию воспроизводства культуры в процессе социализации не позволяет понять, как происходит социальное развитие в исторической перспективе, почему и как развивается общество.
К механизмам социализации относят способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт: подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптацию, заимствование, руководство и т. д. Поиски наиболее адекватного представления механизмов социализации приводят исследователей к гибкому использованию идеи механизма в социальном развитии личности. Так Б. Д. Парыгин, анализируя механизмы социализации, рассмотрел взгляды Г. Хибша и М. Форверга, которые описали три основных механизма формирования установки в процессе усвоения социального опыта: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление, инструктирование.
Ведущим механизмом, обеспечивающим нормативное поведение, в зарубежной социальной психологии называют конформизм. В отличие от конформизма как механизма, конформность – характеристика податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшей им позицией большинства.
Особенности протекания идентификации
Половая идентификация протекает по-разному у мальчиков и девочек.
Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональная восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным условиям, большая комфортность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, более старших, к авторитету семьи, стремление опека ...
Прием демонстрации сильных сторон коммуникатора.
Это демонстрация знаний и умений человека в той или иной области, тех его особенностей, которые его характеризуют наилучшим образом. ...
Результаты исследования в 11а классе шк. № 14
В исследовании принимали участие 24 ученика. После анализа всех ответов мы получили следующие результаты:
ЛИДЕР:
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС: указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, полученных от других.
ВЫСОКИЙ ...