Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга

Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Страница 5

Описанная ситуация показывает, что при разработке программы тренинга, в особенности тренинга, направленного на изменение личностных диспозиций участников, необходимо использовать методы и методики, созданные на основе того социума, в который были включены участники до прихода в группу.

Другим недостатком переводных методик является то, что тренеры не могут учесть все технические особенности выполнения упражнений, что может привести к снижению эффективности.

Автор данной работы в 1996 году столкнулся с примером такой недоработки. Тренинговая группа выполняла упражнение, направленное на изучение процессов обмена информацией. Решить поставленную задачу никак не удавалось, несмотря на то, что коммуникации в группе были хорошо отлажены. При анализе выяснилось, что одним из ключей к отгадке было то, что при ксерокопировании документа след, оставленный светлым маркером-текстовыделителем никак не проявляется. Группа российских участников просто не знала о таком свойстве этого вида маркеров, а тренер не учел этого при переводе упражнения. Таким образом, эффективность упражнения и тренинга в целом была снижена, так как была нарушена причинно-следственная связь между действиями группы и успешностью выполнения упражнения.

Здесь необходимо отметить очень важную для российских тренингов проблему – недостаточно высокий уровень развития не только теоретической, но и методической базы. К сожалению, большинство упражнений, применяющихся в СПТ являются переводами западных разработок. При ответе на вопрос о том, как происходила адаптация упражнений для российских участников, большинство тренеров отвечают, что основной метод адаптации – это проверка временем. Основной аргумент – "мы работаем уже больше пяти лет".

Еще один фактор – это атмосфера в группе.

Царящий в группе климат и эмоциональная атмосфера формируются и меняются в зависимости от нормативного давления группы, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворения определенных потребностей и содержания устремлений участников. Возникающее в результате этих явлений напряжение может сыграть как положительную, так и отрицательную роль.

"Холодная враждебная атмосфера может дезорганизовать работу группы и привести к ее распаду. И, наоборот, оптимальный уровень напряжения может способствовать более эффективной работе над проблемами, успешному протеканию научения, переходу к следующей фазе развития. Когда в группе происходит сопоставление существующих точек зрения и их конфронтация, появляется возможность для выражения и проявления эмоций, проведения самоанализа, своевременного разрешения конфликтов, когда групповые нормы благоприятствуют открытому общению и коммуникабельности, по мере усиления сплоченности группы растет вероятность положительных изменений у ее участников" [24, 80].

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность атмосферы в группе является умение тренера или ведущего грамотно оценивать состояние участников и влиять на эмоциональные реакции группы.

"Опасно то, что искусственно созданное эмоциональное напряжение группы деформирует личность самого ее руководителя, и он при добрых намерениях может стать организующим центром взаимоиндуцируемых психотических проявлений. Например, многочасовое пребывание в тренинговой группе, где культивируются нестандартные нравственные нормы, интенсивное самораскрытие и откровенная возвратная информация, может создавать иллюзию сверхсплоченной группы, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что ее участники обнаруживают неадекватное поведение, характеризующееся утратой способности проводить грань между реальным и условным, некритической оценкой собственных действий и действий партнеров по группе" [29, 51].

Влияние атмосферы тренинговой группы проявляется и вне СПТ, после его окончания. В группе тренинга создается атмосфера, благоприятная для раскрытия участников. Действительно, для того, чтобы участники спокойно высказывали свои мысли, оценки и чувства необходимо, чтобы они чувствовали, что это безопасно, что групповой процесс, управляемый тренером, направлен на помощь, а не на критику.

Работа в группе содержит много положительных эмоциональных аспектов: создаваемая атмосфера принятия и поддержки, общность проблем и стремление от них избавиться, переживание успехов – своих и чужих, возникновение уверенности в возможности изменений и многое другое. По окончании тренинга участники должны снова включиться в свое обыденное социальное окружение, которое почти наверняка не предоставит им такой широкой гаммы эмоций в концентрированной форме. Индивид ощущает разницу в эмоциональном фоне, который был в группе и который есть вне группы, что вполне естественно. Окружающим сложно сразу принять и оценить новые взгляды и поведение прошедшего тренинг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
До настоящего времени остается нерешенным вопрос о единой формулировке понятия «стресс», которая бы включила в себя весь спектр определяемых понятий, но позволила вычленить их из сходных физиологических состояний, таких как депрессия, синдром хронической усталости (который многими авторами в отдельный феномен не выделяется), синдром про ...

Комплиментарная суггестия.
Этот вид суггестии тесно связан с манипуляциями при помощи похвал и лести. Большинство людей “таят, как снег, едва их слегка обдадут теплом”. Суггестор после каких-то действий или высказываний объекта начинает напористо расхваливать его, делать комплименты, хлопать по плечу, пожимать руку: “Вася, да ты просто гений!… Как мы тебя раньше- ...

Виды общения
В специальной литературе существует целый ряд разнообразных подходов к классификации видов общения. В некоторых источниках, исходя из позиции общающихся в коммуникативном процессе, рассматриваются такие виды общения[1]: - деловое общение (идет учет особенностей личности собеседника ради интересов дела) - формально-ролевое общение (рег ...