Материалы » Причины возникновения и пути ликвидации школьного стресса » Цели и установки школы в возникновении стресса

Цели и установки школы в возникновении стресса
Страница 2

Характерными в этом плане являются данные, полученные Ричером (1968), который провел обследование подростков, оставивших школу до ее окончания. Оно убедительно показало, что для молодых людей, успеваемость которых в школе была невысокой, период, последовавший за уходом из школы, стал временем психологического возрождения после эмоционального стресса и ощущения неполноценности, сопровождавших их в школьной жизни.

Основу школьной жизни составляют межличностные взаимодействия, в процессе которых учителя и учащиеся оценивают друг друга. Всякая выраженная оценка интерпретируется и влечет за собой ту или иную реакцию. В этом взаимодействии у всех его участников формируются ожидания, связанные с собственным поведением и с поведением других.

Совершенно очевидно, что для достижения успехов в школе учащиеся должны обладать достаточной уверенностью в себе и в своих способностях. Отсутствие такой уверенности легко ведет к апатии, к принятию зависимого положения, пессимистическому образу мыслей. В результате многие учащиеся на уроках всегда готовы к худшему, боятся сказать или сделать что-то неправильно. Но слишком часто реальные проблемы, связанные с негативной самооценкой, объясняется «низкой мотивацией». Индивидам с разным уровнем самооценки свойственно разное восприятие окружающей действительности и соответственно различное социальное поведение. Те, кто оценивает себя высоко, как правило, уверены в хорошем отношении к ним окружающих. Те же, кто сомневается в своей ценности, живут в постоянном ожидании неудачи. И хотя быть неспособным и чувствовать себя неспособным — далеко не одно и то же, самосознание учащихся становится настолько определяющим для их бытия, что это различие теряет свой смысл. Многие школьники объясняют свою пассивность на уроках тоном и содержанием замечаний, которыми учитель сопровождает их неправильные ответы. Лучший способ избежать саркастических реплик, насмешек и порицаний учителя — уход в себя на его уроках. Школьник, избравший такой метод психологической самозащиты, попадает в разряд вялых, невнимательных, ленивых; он вынужденно занимает по отношению к учителю оппозиционную роль и начинает тормозить учебный процесс. Во многих исследованиях убедительно показано, что плохое поведение на уроках характерно в основном для школьников, придерживающихся низкого мнения о своих учебных способностях (Брэнч, Дэмико и Перки, 1977). Эта зависимость, судя по всему, носит и более широкий характер: известно, что у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается в среднем существенно сниженная самооценка.

Многие авторы отмечают резкое снижение уровня самооценки у учащихся четвертых классов. В этом возрасте в процессе обучения появляется какой-то стрессогенный фактор. Если взглянуть на типичную программу начальной школы, это явление объяснить нетрудно. В самом деле, именно в это время то, что обычно связывается с успехами в учебе и на что ориентируют ребенка учителя родители и взаимодействие со сверстниками, впервые приобретает отчетливые формы. Это прежде всего относится к овладению навыками по таким предметам, как чтение в математика. В возрасте девяти-десяти лет школьные игры и развлечения в основном заканчиваются, начинается напряженная учебная работа. С этого момента учебники и задачники используются исключительно как средство дальнейшего развития умений и навыков, а любопытству и воображению места практически не остается. Развитие способностей схватывать на лету, мыслить широко, оригинально и гибко в этот период постепенно сходит на нет, так как школьной программой это не предусмотрено. Школа начинает постепенно отнимать у учащихся те положительные качества, которыми они обладали, и, по имеющимся данным, снижать уровень самооценки детей, несмотря на тот очевидный факт, что позитивная Я-концепция является важнейшим условием успешной учебы школьника.

Страницы: 1 2 


Составление предложений
Время проведения: 10 мин Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), с ...

Человеческие эмоции и особенности их проявлений. Характеристика эмоций
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие [1]. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направл ...

Упражнения на развитие конвергентного мышления. Перепутанные буквы
Время проведения: 5 мин Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба? ...