Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Методический аппарат исследования его диагностические возможности.

Методический аппарат исследования его диагностические возможности.
Страница 1

Проблема исследования личности заключенных является весьма актуальной. Поскольку общеизвестен дефицит психодиагностических методик, адаптированных для осужденных, которые носили бы многогранный характер и учитывали бы не только формы отклоняющегося поведения, но и факторы, которые их обостряют и к ним приводят.

Понять любое поведение, в том числе и преступное, невозможно, без подлинного знания, не только уголовных дел, но и самой личности преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, спецификой индивидуального облика, что еще раз подтверждает непрерывную связь между личностью и поведением.

Причины преступного поведения находятся в личности. Это и биологические и социальные факторы, влияющие и выражающиеся со свойственным им индивидуальным своеобразие в поведении.

Для исследования мы использовали две методики: «Комплексное исследование личности преступника» (КИЛО) Чебалова Е.А. , а так же опросник «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой.[25]

Методика КИЛО (Комплексное исследование личности осужденного) представляет собой многофакторный опросник для комплексной диагностики различных видов девиантного и делинквентного поведения. Автор- разработчик - Чебалова Е.А. Состоит из 16 шкал, 281 стимулов, двух вариантов ответа.

Описание шкал:

Так, для изучения социально-нравственных черт личности осужденного и проверки достоверности результатов был разработан блок валидизации

со

следующими шкалами:

1)

Шкала установки на социально-желательные ответы.

2)

Шкала контроля случайных ответов.

Шкала установки на социально-желательные ответы направлена на изучение морально-нравственной позиции осужденного, отношение его к процедуре обследования, на ситуацию, когда осужденный сознательно пытается создать благоприятный образ себя или манипулировать тестовыми результатами. Включение вопросов шкалы в методику было необходима, т.к. осужденный находится в ситуации экспертизы, которая сама подталкивает к непроизвольному искажению результатов, а также понимание того, что от полученного результата может зависеть его судьба (например, предоставление права бесконвойного передвижения, отпуска за пределы исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение). Еще одним аргументом за включение проверочной шкалы является то, что среда осужденных требует осторожных, продуманных, не всегда искренних проступков. На результат может также влиять полярность социальных позиций (администрация – осужденные) в процедуре обследования.

Шкала контроля случайных ответов была разработана для ситуации, когда осужденный выбирает определенную тактику заполнения теста (например, через каждые пять «да» ответов дает три «нет» ответов), ответы с установкой на согласие (все ответы «да») или противоречия (все ответы «нет»), эффект чередования («да», «нет», «да», «нет», «да» и т.д.).

Блок шкал направленный на изучение личностных черт.

1)

Шкала тревожность.

2)

Шкала отчуждение.

Преступное поведение является следствием отчуждения. Отчуждение реализуется через преступное поведение. Насколько субъект изолирован, отвергнут от общества, насколько прочны его контакты со средой законопослушных граждан.

3)

Шкала ригидность.

Застревание аффекта, малоподвижность мысли, зацикливание, может быть, как злопамятность. Когда идёт накопление негативных эмоций и застревание на них.

4)

Шкала импульсивность.

(волевой контроль эмоциональных реакций).

Насколько субъект может действовать под влиянием ситуации, момента, не думая о последствиях. Влияют или нет социальные нормы на реализацию целей данного испытуемого. Насколько субъект считается с существующими нормами, при реализации своих целей.

Страницы: 1 2 3


Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире
С точки зрения развития депрессии людей можно разделить на две категории — сосредоточенные на внешнем мире и его ценностях и живущие своим внутренним миром. Эти категории не абсолютны, а просто являются удобными терминами для описания поведения и отношения людей к действительности. Хотя на самом деле многие находятся где-то посредине, н ...

Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Развивающая работа ориентирована на создание социально- психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей преимущественно средствами преподавания психологических знаний. Психокоррекционная работа ор ...

Описание диагностической процедуры
Диагностика проводилась в период с 1.05 по 8.05.2007 года с 14 до 16 часов каждый день. Участники были замотивированы гарантией конфиденциальности и сообщением результатов. Отклонения, допущенные при сборе данных: цвета карандашей не были стандартизованы. ...