Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с
особенностями личности и поведения человека.Страница 2
Предмет деятельности есть «то, на что направлен данный процесс в целом» [19].
Предмет деятельности в нашем случае представляет собой результат реализации ориентации человека на позицию самоутверждения. Всё сказанное возможно представить в цепи взаимосвязанных элементов:
Потребность в _Мотивационно Ориентация _ Позиция
Самоутверждении смысловое человека самоутверждения
образование
Перейдём к анализу элементов в цепи отношений: потребность в самоутверждении, мотивационно-смысловые образования, ориентация, позиция
самоутверждения.
Потребность в самоутверждении, по мнению Ю. М. Орлова, бывает трудно дифференцировать от потребности в достижениях и доминировании.
На наш взгляд, потребность в самоутверждении - понятие более психологически богатое, чем указанные.
Анализ психологической и философской литературы дал возможность обозначить три подхода к определению потребности в самоутверждении и её места среди других потребностей:
· потребность, отражающая состояние дискомфорта;
· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;
· самостоятельная потребность.
Первый подход определяет понимание потребности в самоутверждении как состояние дискомфорта.
А. О. Прохоров самоутверждение трактует как неравновесное состояние личности, внося его в словарь-тезаурус неравновесных состояний. Одной из характеристик неравновесных состояний является то, что они «возникают в особых условиях жизнедеятельности, в критические, сложные, трудные периоды жизни человека. Их актуализация является причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведения» [28, с. 32].
Подобных взглядов придерживается В. В. Ковров. Самоактуализацию (близкое самоутверждению) он определяет как «потребностное психическое состояние, переживаемое и осознаваемое человеком как интегральное ощущение некоторого неблагополучия, дискомфорта .»
Нам ближе точка зрения Б. И. Додонова о том, что потребностные состояния - это «лишь сигнал о том, что процесс удовлетворения потребности натолкнулся на трудности и достиг той фазы, когда он не может далее осуществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации и развития мотивированной активности с целью её использования, преобразования» [16, с. 23]. Самоутверждение происходит не «из-за», а «вопреки» дискомфортному состоянию.
Второй подход заключается в том, что потребность в самоутверждении существует наряду с другими потребностями. Это направление представлено взглядами С. Б. Каверина, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, В. А. Туева. Суть его в том, что потребность в самоутверждении находится в иерархических отношениях с другими потребностями.
Принципом иерархии А. Маслоу является логика удовлетворения потребностей. Пока не будут удовлетворены физиологические потребности, не могут получить удовлетворения высшие. Наивысший уровень в этой иерархии представлен потребностью в самоактуализации [22].
С. Б. Каверин руководствуется принципами деятельности и доминирования: основой его иерархии является возвышение потребности (расширение числа объектов, способных на всё более высоком уровне удовлетворить ту из потребностей, которая является генетическим корнем искомой). Корнем потребности в самоутверждении является потребность в труде [18].
В. А. Туев, выбирает принципом иерархии образование новых потребностей. Потребность в самоутверждении является базовой для образования духовных потребностей [38].
Основой иерархии потребностей у Д. А. Леонтьева выступает этапность процессов распредмечивания и опредмечивания сущностных сил человека в социальной деятельности. Потребность в опредмечивании находится на вершине его трёхуровневой типологии потребностей [22].
Третий подход признаёт потребность в самоутверждении в качестве самостоятельной, фундаментальной. Эту точку зрения разделяют В. С. Агапов, И. Ф. Ведин, М. Р. Догонадзе, А. И. Розов, Г. К. Сайкина, Н. Ф. Цыбра, Ш. Н. Чхартишвили.
В. С. Агапов потребность в самоутверждении считает самостоятельной в системе духовных потребностей, представляющей собой «своеобразное зеркало социальной активности личности, в котором хорошо видна разнонаправленность социальных отношений и ориентации» человека [2].
И. Ф. Ведин говорит о том, что любая классификация потребностей является «бедной» для потребности в самоутверждении. Самоутверждение может удовлетворяться через самые разные потребности [12].
Ш. Н. Чхартишвили, М. Р. Догонадзе называют потребность в самоутверждении потребностью в собственной ценности, под которой подразумевается «стремление к утверждению перед самим собой собственного «Я», собственной личности .» [15, 40], Г. К. Сайкина - родовой потребностью человека [34], Н. Ф. Цыбра называет самоутверждение «стержнем пирамиды всех потребностей» [39], А. И. Розов, вслед за А. Адлером, - «стремлением к превосходству» [32], В. А. Туев - «престижно-статусной» потребностью, находящуюся между биологическими и социальными потребностями «особую прослойку» [38].
Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом
В последнее время формы болезненной зависимости от психоактивных веществ — наркомания, токсикомания, алкоголизм — принято объединять общим термином "зависимость от химически активных соединений", или для краткости "химическая зависимость". Больной, страдающий химической зависимостью, редко живет в полной изоляции. Об ...
Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности.
В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, поскольку именно здесь происходит переход от: “ситуативного” познания мира к его научному изучению, ...
Корыстно-частнособственнические. Мотивация: материальная выгода. Семейный
тип.
Общие черты:
- обычно трудолюбивы и исполнительны;
- высокий уровень мотивации повышения материального благосостояния;
- совершение преступления не для себя, а для поддержания необходимого, по мнению близких, материального уровня (отсюда нередко – аскетизм по отношению к себе). ...