Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.

Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.
Страница 2

Предмет деятельности есть «то, на что направлен данный процесс в це­лом» [19].

Предмет деятельности в нашем случае представляет собой результат реализации ориентации человека на позицию самоутверждения. Всё сказан­ное возможно представить в цепи взаимосвязанных элементов:

Потребность в _Мотивационно Ориентация _ Позиция

Самоутверждении смысловое человека самоутверждения

образование

Перейдём к анализу элементов в цепи отношений: потребность в само­утверждении, мотивационно-смысловые образования, ориентация, позиция

самоутверждения.

Потребность в самоутверждении, по мнению Ю. М. Орлова, бывает трудно дифференцировать от потребности в достижениях и доминировании.

На наш взгляд, потребность в самоутверждении - понятие более психологи­чески богатое, чем указанные.

Анализ психологической и философской литературы дал возможность обозначить три подхода к определению потребности в самоутверждении и её места среди других потребностей:

· потребность, отражающая состояние дискомфорта;

· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;

· самостоятельная потребность.

Первый подход определяет понимание потребности в самоутверждении как состояние дискомфорта.

А. О. Прохоров самоутверждение трактует как неравновесное состояние личности, внося его в словарь-тезаурус неравновесных состояний. Одной из характеристик неравновесных состояний является то, что они «возникают в особых условиях жизнедеятельности, в критические, сложные, трудные пе­риоды жизни человека. Их актуализация является причиной нерационально­го, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведе­ния» [28, с. 32].

Подобных взглядов придерживается В. В. Ковров. Самоактуализацию (близкое самоутверждению) он определяет как «потребностное психическое состояние, переживаемое и осознаваемое человеком как интегральное ощу­щение некоторого неблагополучия, дискомфорта .»

Нам ближе точка зрения Б. И. Додонова о том, что потребностные со­стояния - это «лишь сигнал о том, что процесс удовлетворения потребности натолкнулся на трудности и достиг той фазы, когда он не может далее осу­ществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации и развития мотивированной активности с целью её использования, преобразования» [16, с. 23]. Самоутверждение происходит не «из-за», а «вопреки» диском­фортному состоянию.

Второй подход заключается в том, что потребность в самоутверждении существует наряду с другими потребностями. Это направление представлено взглядами С. Б. Каверина, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, В. А. Туева. Суть его в том, что потребность в самоутверждении находится в иерархических отно­шениях с другими потребностями.

Принципом иерархии А. Маслоу является логика удовлетворения по­требностей. Пока не будут удовлетворены физиологические потребности, не могут получить удовлетворения высшие. Наивысший уровень в этой иерар­хии представлен потребностью в самоактуализации [22].

С. Б. Каверин руководствуется принципами деятельности и доминиро­вания: основой его иерархии является возвышение потребности (расширение числа объектов, способных на всё более высоком уровне удовлетворить ту из потребностей, которая является генетическим корнем искомой). Корнем по­требности в самоутверждении является потребность в труде [18].

В. А. Туев, выбирает принципом иерархии образование новых потребно­стей. Потребность в самоутверждении является базовой для образования ду­ховных потребностей [38].

Основой иерархии потребностей у Д. А. Леонтьева выступает этапность процессов распредмечивания и опредмечивания сущностных сил человека в социальной деятельности. Потребность в опредмечивании находится на вер­шине его трёхуровневой типологии потребностей [22].

Третий подход признаёт потребность в самоутверждении в качестве са­мостоятельной, фундаментальной. Эту точку зрения разделяют В. С. Агапов, И. Ф. Ведин, М. Р. Догонадзе, А. И. Розов, Г. К. Сайкина, Н. Ф. Цыбра, Ш. Н. Чхартишвили.

В. С. Агапов потребность в самоутверждении считает самостоятельной в системе духовных потребностей, представляющей собой «своеобразное зер­кало социальной активности личности, в котором хорошо видна разнонаправленность социальных отношений и ориентации» человека [2].

И. Ф. Ведин говорит о том, что любая классификация потребностей яв­ляется «бедной» для потребности в самоутверждении. Самоутверждение мо­жет удовлетворяться через самые разные потребности [12].

Ш. Н. Чхартишвили, М. Р. Догонадзе называют потребность в самоут­верждении потребностью в собственной ценности, под которой подразумева­ется «стремление к утверждению перед самим собой собственного «Я», соб­ственной личности .» [15, 40], Г. К. Сайкина - родовой потребностью че­ловека [34], Н. Ф. Цыбра называет самоутверждение «стержнем пирамиды всех потребностей» [39], А. И. Розов, вслед за А. Адлером, - «стремлением к превосходству» [32], В. А. Туев - «престижно-статусной» потребностью, находящуюся между биологическими и социальными потребностями «осо­бую прослойку» [38].

Страницы: 1 2 3 4 5


Техника учета пространственных характеристик ситуации общения.
Современной психологией изучены закономерности влияния пространственных характеристик на продуктивность общения и характер развивающихся отношений, т.е. возможность воздействия дистанцией и взаиморасположением (ориентацией) на эффективность общения (проксемика ). Достаточно условно выделены четыре основные зоны общения - публичная, дел ...

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.), который учил, что головной мозг есть "седалище души и сознания", и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-377 г. до н.э.), ...

Логотерапия
Основателем логотерапии (от греческого «logos» – слово и therapeia – забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тен ...