Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.

Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.
Страница 1

«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индиви­дам» [38] поведение.

Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.

Биологический индивид характеризуется определённой конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнооб­разными биологическими потребностями.

Социальный индивид обладает способностью осваивать окружающий мир, овладевать многообразными знаниями, умениями, деятельностями, под­чиняться нормам, требованиям, правилам.

Личность можно описать через ее способность совершать выборы, стро­ить свой жизненный путь, соотносить своё «Я» и координировать собствен­ное поведение в системе отношений с окружением.

Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим об­разом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности

(субъективно-личностного).

Эти три сферы представляют собой важнейшие стороны реального опыта человека:

Сознание - отражение в сознании предметного содержания самоутвер­ждения.

Деятельность - утверждение сущностных сил в различных сферах жиз­недеятельности.

Субъективно-личностное - ориентация личности в выборе способа са­моутверждения, связанная со специфическим сознательным отношением к предметному миру и своему месту в нём, к людям и своему положению сре­ди них, к себе и своей человеческой уникальности.

Неразрывная связь деятельности, сознания и субъективно-личностного, их взаимовлияние и взаимообусловленность отражены в самоутверждении, на которое как на целостность, образованную в плоскости пересечения, мож­но смотреть с трёх сторон: со стороны деятельности, сознания и субъектив­но-личностного.

Говоря о самоутверждении как специфическом виде деятельности, мы имеем в виду деятельность на её психологическом уровне. Следуя концепции А. Н. Леонтьева, мы называем деятельностью «процессы, которые характери­зуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной дея­тельности, т. е. мотивом» [21]. Конкретная, особенная деятельность может быть определена как целенаправленная активность, отвечающая определён­ной потребности и направляемая мотивом. Чтобы из активности возникла собственно деятельность, потребность должна «опредметиться», найти себя в мотиве, который (по А. II. Леонтьеву) станет предметом деятельности. Кри­терием деятельности выступает совпадение предмета деятельности и мотива.

Если рассматривать самоутверждение как специфический вид деятель­ности, то процесс самоутверждения можно представить так:

Потребность в Самоутверждаться = Самоутвердиться

самоутверждении (мотив) (предмет деят-ти)

Но самоутверждение ради самого самоутверждения бессмысленно. Б. А. Сосновский видит в совпадении мотива и предмета «частный ред­костный благополучный вариант деятельности, когда человек делает именно то и только то, что ему субъективно нужно» [34, с. 33].

Мотив как предмет потребности и предмет деятельности он считает раз­ными психологическими реальностями. Предмет деятельности направляет деятельность, а через цели, в которых предмет выражается, направляются действия. Мотив направляет человека на поиск деятельности и ее предмета.

«Во всякой реальной человеческой деятельности, - читаем мы у Сосновского, - между предметом ее и мотивом нет ни полного разъединения, ни совпадения. В субъективном своем существовании они обязательно взаимо­действуют, соотносятся, вступают в возможные противоречия» [34, с. 31].

Мотив видоизменяет исходную потребность, за которой стоит человек с его опытом, желаниями, ценностями, эмоциями.

Понятие потребности представляется психологически более широким, так как «мотив есть проявление потребности, ее конкретизация в реальном предмете». И, как считает Б. А. Сосновский, потребность находит себя не в единственном мотиве, а в «целом их наборе». Каждый мотив описывает и преобразует лишь часть общей потребности, которая не сводится к простой сумме всех мотивов вместе. Динамичная соподчинённая система мотивов яв­ляется «мотивационно-смысловым образованием», в котором побуждающая функция мотива «что нужно» сливается со смыслообразующей «зачем нуж­но».

С. Л. Рубинштейн отмечал, что «узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы, характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность» [32, с. 248].

Направляющая функция мотива поэтому направляет, ориентирует ско­рее человека, чем его деятельность. Тем самым мотивационно-смысловые образования находят себя в предмете деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Социально-психологические аспекты развития группы
Формирование идеи развития группы наряду с идеей динамики групповой жизни. Основные подходы к анализу развития группы. Традиции социально-психологического тренинга. Современные концепции «социализации группы». Проблема развития группы в исследованиях индивидуализма и коллективизма. Значение идей А. С. Макаренко для разработки социальн ...

Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни, формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам [1]. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речь ...

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой группы, в которую включен, но и получает в ней и чере ...