Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с
особенностями личности и поведения человека.Страница 1
«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индивидам» [38] поведение.
Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.
Биологический индивид характеризуется определённой конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями.
Социальный индивид обладает способностью осваивать окружающий мир, овладевать многообразными знаниями, умениями, деятельностями, подчиняться нормам, требованиям, правилам.
Личность можно описать через ее способность совершать выборы, строить свой жизненный путь, соотносить своё «Я» и координировать собственное поведение в системе отношений с окружением.
Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим образом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности
(субъективно-личностного).
Эти три сферы представляют собой важнейшие стороны реального опыта человека:
Сознание - отражение в сознании предметного содержания самоутверждения.
Деятельность - утверждение сущностных сил в различных сферах жизнедеятельности.
Субъективно-личностное - ориентация личности в выборе способа самоутверждения, связанная со специфическим сознательным отношением к предметному миру и своему месту в нём, к людям и своему положению среди них, к себе и своей человеческой уникальности.
Неразрывная связь деятельности, сознания и субъективно-личностного, их взаимовлияние и взаимообусловленность отражены в самоутверждении, на которое как на целостность, образованную в плоскости пересечения, можно смотреть с трёх сторон: со стороны деятельности, сознания и субъективно-личностного.
Говоря о самоутверждении как специфическом виде деятельности, мы имеем в виду деятельность на её психологическом уровне. Следуя концепции А. Н. Леонтьева, мы называем деятельностью «процессы, которые характеризуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. мотивом» [21]. Конкретная, особенная деятельность может быть определена как целенаправленная активность, отвечающая определённой потребности и направляемая мотивом. Чтобы из активности возникла собственно деятельность, потребность должна «опредметиться», найти себя в мотиве, который (по А. II. Леонтьеву) станет предметом деятельности. Критерием деятельности выступает совпадение предмета деятельности и мотива.
Если рассматривать самоутверждение как специфический вид деятельности, то процесс самоутверждения можно представить так:
Потребность в Самоутверждаться = Самоутвердиться
самоутверждении (мотив) (предмет деят-ти)
Но самоутверждение ради самого самоутверждения бессмысленно. Б. А. Сосновский видит в совпадении мотива и предмета «частный редкостный благополучный вариант деятельности, когда человек делает именно то и только то, что ему субъективно нужно» [34, с. 33].
Мотив как предмет потребности и предмет деятельности он считает разными психологическими реальностями. Предмет деятельности направляет деятельность, а через цели, в которых предмет выражается, направляются действия. Мотив направляет человека на поиск деятельности и ее предмета.
«Во всякой реальной человеческой деятельности, - читаем мы у Сосновского, - между предметом ее и мотивом нет ни полного разъединения, ни совпадения. В субъективном своем существовании они обязательно взаимодействуют, соотносятся, вступают в возможные противоречия» [34, с. 31].
Мотив видоизменяет исходную потребность, за которой стоит человек с его опытом, желаниями, ценностями, эмоциями.
Понятие потребности представляется психологически более широким, так как «мотив есть проявление потребности, ее конкретизация в реальном предмете». И, как считает Б. А. Сосновский, потребность находит себя не в единственном мотиве, а в «целом их наборе». Каждый мотив описывает и преобразует лишь часть общей потребности, которая не сводится к простой сумме всех мотивов вместе. Динамичная соподчинённая система мотивов является «мотивационно-смысловым образованием», в котором побуждающая функция мотива «что нужно» сливается со смыслообразующей «зачем нужно».
С. Л. Рубинштейн отмечал, что «узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы, характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность» [32, с. 248].
Направляющая функция мотива поэтому направляет, ориентирует скорее человека, чем его деятельность. Тем самым мотивационно-смысловые образования находят себя в предмете деятельности.
Социально-психологические аспекты развития группы
Формирование идеи развития группы наряду с идеей динамики групповой жизни. Основные подходы к анализу развития группы.
Традиции социально-психологического тренинга. Современные концепции «социализации группы». Проблема развития группы в исследованиях индивидуализма и коллективизма.
Значение идей А. С. Макаренко для разработки социальн ...
Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни, формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам [1].
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речь ...
Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой группы, в которую включен, но и получает в ней и чере ...