ВведениеСтраница 1
Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в настоящее время агрессия является предметом активных научно–практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах – эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности. В данных условиях становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии. Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в Российской Федерации, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.), то гендерные различия в агрессии изучены недостаточно.
Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными – Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.
Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить тендерных особенностей проявления агрессивности у детей подросткового возраста
Объект исследования: группа подростков: 15 мальчиков, 15 девочек.
Предмет исследования: гендерные различия проявления агрессивности.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;
– ознакомиться с определением понятия «агрессия», ее важнейшими характеристиками, видами и структурными компонентами;
– изучить гендерные различия проявления агрессивности.
– разработать систему психолого–педагогических воздействий, направленных на коррекцию агрессивного поведения подростков.
Для выявления гендерных особенностей агрессивности была использована методика диагностики показателей и форм агрессии Басса–Дарки.
Организационная культура как фактор личностного
роста
На мотивацию индивида часто оказывает значительное влияние организационная культура.
Организационную культуру можно выразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Именно от нее часто зависит в каком направлении развивается человек: в пози ...
Сущность мышления как психологического процесса. Общее понятие о мышлении
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредст ...
Особенности неречевого общения
Неречевое общение (невербальная коммуникация) осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения.
Язык тела може ...