Типология темпераментов
Страница 1

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название КОНСТИТУЦИОННЫХ ТИПОЛОГИЙ. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

- ЛЕПТОСОМАТИК - характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

- ПИКНИК - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. Характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

- АТЕЛЕТИК - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

- ДИСПЛАСТИК - люди с бесформенным, неправильным строение. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению в отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

1. ЭНДОМОРФНЫЙ (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

2. МЕЗОМОРФНЫЙ (из мезодермы образуется мышечная ткань);

3. ЭКТОМОРФНЫЙ (из эктедермы развивается кожа и нервная ткань).

При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезаморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera- “внутренности”), соматония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).

Типы темперамента (по У. Шелдону)

Висцертония

Соматотония

Церебротония

Расслабленность в осанке и движе­ниях

Любовь к комфорту

Медленная реакция

Пристрастие к еде

Социализация пищевой по­треб­ности

Наслаждение от процесса пищева­рения

Любовь к компаниям, друже­ским излияниям

Социофилия (любовь к общественной жизни)

Приветливость со всеми

Жажда любви и ободрения окру­жающих

Ориентация на других

Эмоциональная ровность

Терпимость

Безмятежная удовлетворен­ность

Хороший сон

Отсутствие взрывных эмоций и поступков

Мягкость, легкость в обраще­нии и внешнем выражении чувств.

Общительность и расслаб­ленность под воздействием алкоголя

Потребность в людях в тяже­лую минуту

Ориентация на детей и семью

Уверенность в осанке и дви­жениях

Склонность к физической дея­тель­ности

Энергичность

Потребность в движениях и удо­вольствие от них

Потребность в доминировании

Склонность к риску в игре слу­чая

Решительные манеры

Храбрость

Сильная агрессивность

Психологическая нечувстви­тель­ность

Клаустрофобия (боязнь замк­нутого пространства)

Отсутствие сострадания

С трудом приглушаемый голос

Спартанская выносливость боли

Шумное поведение

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту

Объективное и широкое мыш­ление, направленное вовне

Самоуверенность, агрессив­ность под воздействием алко­голя

Потребность в действиях в тяже­лую минуту

Ориентация на занятия юно­ше­ского возраста

Заторможеность в движениях, ско­ванность в осанке

Чрезмерная физиологическая реак­тивность

Повышенная скорость реакций

Склонность к уединению

Склонность к рассуждениям, ис­ключительное внимание

Скрытность чувства,

эмоциональная заторможен­ность

Самоконтроль мимики

Социофобия (страх перед обще­ственными контактами)

Заторможенность в общении.

Избегание стандартных дей­ствий

Агрофобия (боязнь открытого пространства)

Непредсказуемость установок (поведения)

тихий голос, избегание шума

Чрезмерная чувствительность к боли

Плохой сон, хроническая уста­лость

Юношеская живость и субъек­тивное мышление.

Концентрированное, скрытое и субъективное мышление.

Устойчивость к действию ал­коголя и других репресантов

Потребность в уединении в тяже­лую минуту

Ориентация на пожилой воз­раст

Страницы: 1 2 3


Социально-психологические аспекты развития группы
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по наб ...

Истоки возникновения
Депрессивное состояние может возникнуть вследствие следующих причин: ü низкая заработная плата; ü неблагоприятные факторы окружающей среды; ü плохая обстановка в семье; ü раздражающие факторы. Все эти факторы могут влиять на поведение учителя. ...

Выводы
Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей. Нравственные качества проявляются на этапах решения учебной задачи. Целенаправленная работа положительно влияет на результативность раб ...