Материалы » Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности » Проведение и анализ материалов опытно –экспериментальной работы.

Проведение и анализ материалов опытно –экспериментальной работы.
Страница 3

Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто –то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы –дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

Рассмотрев этапы первого этапа исследования можно сказать, что анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, ответы и высказывания которых свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов испытуемых встречаются такие суждения: “Ответственный человек – это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель”. (Алмат К.) Показатель того, что испытуемый имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.

В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Этот факт мы показываем, как факт мы рассматриваем как показатель низкого уровня знаний и способов поведения. Анализируя нравственные отношения у школьников данной группы, мы отметили, что они имеют свои отличительные особенности.

При характеристике поступка героя рассказа, нарушаемого моральную норму, учащиеся обычно оценивают его положительно или нейтрально. Причем часть испытуемых просто не видят нарушение моральной нормы, другие, хотя и чувствуют, что герои рассказа поступают не совсем правильно, но пытаются найти ему оправдание. Этот факт является показателем того, что нравственные отношения данных испытуемых находится на низком уровне развития.

Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта.

Во 2 экспериментальных классах они составляют 43%, в контрольном - 40%.

Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта.

Прежде всего, у этих школьников нравственные знания в основном соответствуют норме.

Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. Если у учащихся с низким уровнем нравственного опыта степень соответствия предлагаемых способов поведения нравственной норме в среднем по выборке составляет 1,2 и 1,4 (соответственно из 5 ситуаций для ответственности и 5 для доброжелательности), то у учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях и ограничиваются чаще всего высказываниями: “Коля плохо себя чувствовал”, “Люба С.” или “У него было плохое настроение”, “Антон Ш.”

хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Природа человеческих способностей.
Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это — высшие, культурно-обусловленные спо­собности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер­вую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на­личие социально-кул ...

Заключение.
Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности в учебной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: · · Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности. · · Конкретизаци ...

Успеть за 40 секунд
Время проведения: 3 мин За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами. 1. Украинец 11. Масло 2. Экономика 12. Бумага 3. Каша 13. Пирожное 4. Татуировка 14. Логика 5. Нейтрон 15. Стандарт 6. Любовь 16. Глагол 7. Ножницы 1 ...