Воспитательные возможности рок-музыкиСтраница 3
Камерная симфоническая и фольклорная музыка смогут успешно конкурировать с рок-музыкой в эфире лишь тогда, когда она будет использовать электронно-акустические преобразования столь же естественно, как это делает рок. Этот процесс уже начался. По крайней мере, применении цифрового способа записи, хранения и воспроизведения музыки резко подняло престиж классики среди массового слушателя. С компакт-дисков она звучит столь же великолепно, как в лучших филармонических залах.
Каждый этап рок-музыки, каждая ее страница – это прежде всего имя, личность, имидж. Для воспитателей и психологов рок представляет интерес именно в силу его личностной направленности.
Свою личностную направленность рок унаследовал у джаза, но это занятие профессионалов, только истинным музыкантам он дает полную свободу самовыражения. И джаз, и рок, по оценкам поклонников и исполнителей, во времена тоталитаризма были «глотком свободы». Кроме того, это была еще и информация о мире, который молодежь слышала. [19, 95] Применительно к рок-музыке можно говорить об ее определенном психотерапевтическом воздействии (рок как вариант арт-терапии для подростков). Опыт показал, что такая работа оказывается эффективной и по отношению к педагогически запущенным подросткам с явно отклоняющемся поведением, которые страстно при этом увлечены рок-музыкой.
Есть у рока и другие воспитательные функции, в частности для многих юношей он служит аналогом религиозного или идеологического поклонения. Одним из устоявшихся применительно к рок-музыке терминов является слово «идол», его часто употребляют для описания приверженности подростка своим музыкальным кумирам. Но несмотря на почитания, все же поклонники рок-музыки с молодых лет привыкают к тому, что их «идол» – не единственный в этом мире. Подростки воспринимают объект своего обожания одновременно с мыслью о множественности и допустимости существования иных культов рок-музыки.
Периодически публикуемые списки популярности (хит-парадм) демонстрируют, как происходит изменение положения популярных групп или певцов в восприятии их массовой публикой. Личное отношение к любимому музыканту подросток всегда может соотнести с реакцией на него других людей. В специальных журналах анализируются причины взлета или падения рок-звезд. В свое время было трудно найти отечественную литературу по рок-музыке, однако подростки находили свои пути, чтобы постоянно быть в курсе последних новостей рок-музыки. Несколько человек признались, что овладели английским языком, регулярно читая зарубежные музыкальные журналы. Большая часть подростков коллекционирует зарубежную музыку, великолепно ориентируется в иностранных названиях и терминах, но при этом едва «тянет» на удовлетворительную оценку по английскому языку. Видимо, школьное образование игнорирует фактическую погруженность учащихся в иное языковое поле и никак не использует ярко выраженный интерес к англоязычной песенной культуре для оптимизации изучения иностранных языков.
Назовем еще одну воспитательную сторону рок-музыки: она является примером оптимальной организации коллективного творческого взаимодействия. История всех великих рок-исполнителей – это буквально поминутная хронология их совместной деятельности, такая информация должна быть интересной не только для специалистов по психологии малых групп, но и для педагогов.
Часто высказываются опасения, не портит ли увлечение рок-музыкой вкус юношей и девушек? Как соотносится любовь к рок-музыке с почитанием других музыкальных жанров? По словам выдающегося американского композитора и дирижера Л. Бернстайна, раскрывающего творчество «Биттлз»: «Леннон был одним из немногих гениев нашего бедного в духовном смысле времени… Сегодня я могу по памяти петь более 70 песен «Биттлз». Композиции Д. Леннона можно сравнить с композициями Рахманинова или Шуберта, не смотря на то, что Шуберт – в противоположность Леннону – писал симфонии. Песню Леннона «Иф аи фел» я однозначно сравнил бы с циклом Шуберта «Зимний путь». Я уверен, что музыка Леннона будет также долго жить, как произведения Брамса, Бетховена или Баха». [46, 142] Как видно, явного противопоставления нет, специалист видит параллели, сравнивая достоинства. И если Л. Бернстайн объясняет «Биттлз» через Шуберта, то что мешает нам «объяснять» учащимся Шуберта через «Биттлз».
Также говоря о музыкальных пристрастиях современной молодежи, нельзя не обратить внимание на то, сколь активно нынешние подростки пользуются техническим новшеством, которое было еще неведомо их родителям, – аудиоплеерами. Благодаря этому компактному устройству, мальчики и девочки приобрели возможность индивидуального прослушивания любимых мелодий в любом месте – на улице, в транспорте и т.д. В последние годы это увлечение приобрело массовый характер. Английский психолог Майкл Булл из Университета Сассекса считает, что плеер выполняет очень важную психологическую функцию – позволяет оформить и утвердить личное пространство.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - у ...
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Феномен "трудного подростка" с присущими этому возрасту агрессивностью и жестокостью хорошо известен и подробно проанализирован специалистами. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.
Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое пов ...
Химические медиаторы и их виды
В ЦНС медиаторную функцию выполняет большая группа разнородных химических веществ. Список вновь открываемых химических медиаторов неуклонно пополняется. По последним данным их насчитывается около 30. Хотелось бы также отметить, что согласно принципу Дейла, каждый нейрон во всех своих синоптических окончаниях выделяет один и тот же медиа ...