Воспитательные возможности рок-музыкиСтраница 1
Не заметить рокового влияния рок-музыки на современную молодежь просто невозможно. В периодике, научных работах, в многочисленных выступлениях деятелей культуры и искусства все сильней звучит тревога в связи с отравлением окружающей «музыкальной атмосферы», засорением эфира низкопробными сочинениями в духе слепого подражательства западным образцам, безудержной развлекательности, соседствующая с бездумной агрессивностью, не выдерживающим критики профессиональным уровнем рок-продукции.
Констатация явного неблагополучия сопровождается призывами охранять приоритет настоящего, большого искусства перед всякой развлекательностью, изыскивать новые способы повышения «гуманитарной культуры подрастающих поколений, сроднения их с человечеством, возрождение духовных сил».
Ну а что же школа? Сама постановка изучения искусства свидетельствует о принципиальном невнимании к нему как к важнейшему, ничем не заменимому воспитательному средству. Поразительны в этом смысле результаты специального исследования учащихся, которые, группируя учебные предметы по принципу подобия, объединили музыку с изобразительным искусством, «потому что на них мы играем в морской бой», музыку с изобразительным искусством и физкультурой, потому что «на этих уроках не надо думать», «это все неглавные предметы» и т.д. [25] Это – реальный результат недооценки значения музыки. В итоге сознание детей «не внемлет» музыке, отчуждено от нее.
И.С. Кон справедливо подчеркивал, что «музыка самая юношеское искусство… Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом музыка, лучше, чем чтобы то ни было другое, позволяет подростку и юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания… Восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка служит важным средством межличностной коммуникации.
В сочетании с танцем или пением музыка представляет не только фон, но и важный компонент юношеского общения» [23, 335].
Декларируя гуманизацию образования, школа, основное его звено, на деле игнорирует наиболее действенное и потому важнейшее средство гуманизации – искусство. Очеловечивание знаний, одухотворенное преподавание благородными, возвышенными чувствами немыслимы вне серьезных занятий музыки, вне формирования музыкальности детей как необходимого условия гармоничного развития личности. Скудность музыкального образования оборачивается дисгармоничностью личности, ущербностью духовного развития.
Чем же так притягивает рок-музыка подростков и старшеклассников? В чем ее «магическая» сила? В увлечении роком подспудно проявляется дефицит музыки в школе. Недоработки школы компенсируются средствами массовой информации, усилия которых в популяризации рока сегодня явно избыточны.
Одна из наиболее привлекательных черт рока – его авторский, личностный характер. Это обстоятельство – прямая предпосылка авторитетности рок-музыканта для молодых, неопытных, бесхитростных, доверчивых слушателей, которые в личностном характере музыкальных высказываний – часто непрофессиональных, но зато резких, нарочитых и беззастенчивых – заведомо видят «честность».
Рок привлекает своей социальной броскостью, хлесткостью текстов, прямотой. Дети часто не в состоянии разобраться, увидеть зыбкую границу между пресловутой честностью и нигилизмом, бескомпромиссностью и эстетической неразвитостью, бездуховностью. Авторский характер рока становится предпосылкой для повсеместного распространения рок-музицирования, что оказывается той психологической «отдушиной» для подростков и молодежи, которая просто необходима после «зашоренности» школьных музыкальных занятий.
Став основным средством эмоционально-психологической разрядки, рок-музыка стимулирует прежде всего выход «естественно животных побуждений».
В связи с этим психологи считают, что «катарсическая» освобождение таких побуждений, влечений разрушает более высокие ценности и цели, разрушает личность.
Думается, основная задача учителя, воспитателя заключается в обогащении содержания уроков и внеурочных занятий, в последовательном внимании к потребности учащихся, в откровенности и открытости при обсуждении всех насущных музыкальных проблем, включая проблемы рок-музыки. Однако, общеизвестна неуверенность, страх учителей перед этими проблемами. Необходимо иметь свою позицию, проявить личностный интерес и собственное отношение.
Музыкально-эстетическое воспитание старшеклассников по сей день остается педагогической целиной, условием освоения которой является творческое взаимодействие учителя музыки с методистом по воспитательной работе, с преподавателями литературы, истории, ИЗО. Учитывая, что уроков музыки в старших классах нет, а потребность старшеклассников в музыке огромна, следует полнее использовать резервы внеклассной работы. Наибольшей воспитательной эффективностью отличаются те беседы о роке с учащимися, в которых они участвуют вместе с учителем. Рок-музыка – это область обязательного педагогического сотрудничества, диалога, выявляющего позиции сторон, их предпочтения, симпатии и аргументы.
Цель
работы – выявить методы социальной терапии с
различными группами населения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть соц. терапию как форму решения проблем.
2. Рассмотреть методы социальной терапии.
3. Описать техники проведения каждого из методов. ...
Образование стресса в
результате расхождения образов «Я»
Кац и Зиглер пытались также выяснить, существует ли зависимость между сильным расхождением в образах Я и психическими нарушениями. Они провели сопоставительное исследование в школах с раздельным обучением нормальных детей и детей с эмоциональными нарушениями и пришли к выводу, что у последних идеальное Я меньше отличается от реального. ...
Расстройства эмоций
Эмоции – это "интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека". В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:
эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;
эмоциональные состояния, ко ...