Сущность делового общенияСтраница 1
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения.
1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей
3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Структуру общения можно характеризовать путем выделения трех взаимосвязанных сторон:
1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Речевой формой, в которой происходит деловая беседа, является диалог, то есть поочередная смена реплик говорящих, представляющих собой комплексное речевое единство. Высказывания говорящих, хотя и являются спонтанными, строятся по определенной схеме (например, вопрос-ответ) и приобретают смысл только в системе всего диалога. Простейшим примером могут служить эллиптические предложения, не несущие информации вне контекста. Подобным образом единичное монологическое высказывание представляет собой “коммуникативный эллипсис” в рамках всего диалога.
Деловое общение может проявляться в различных формах:
· деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы»);
· деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);
· публичные выступления (доклады, сообщения, самопрезентации и т.п.);
· собрания;
· пресс-конференции (брифинги);
· деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;
· собеседования (например, при приеме на работу);
Типология темпераментов
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента ...
Восприятие и понимание человека человеком.
Процесс формирования образа другого человека достигается "прочтением" физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.
При оценке восприятия необходимо учитывать:
1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по ...
Развитие и формирование способностей.
Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодопо ...