Материалы » Психология поведения толпы » Основные характеристики толпы

Основные характеристики толпы
Страница 1

Изучая работы Гюстава Лебона («Психология масс и народов», 1998г. и «Толпотворение», 1999г.) можно выделить некоторые характеристики толпы. Во многом можно найти сходство с мнениями такого Австрийского психолога, как Зигмунд Фрейд и Французского социолога Габриеля Тарда.

Импульсивность.

Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они и настолько сильны, что, что их не может подавить, как мы уже говорили, даже инстинкт самосохранения. Толпе свойственно внезапно переходить от кровожадности к великодушию и наоборот, поскольку она слишком зависима от смены «возбудителей» и влечений. Лебон отмечает, что данные свойства толпы наблюдаются у «…существ, принадлежащих к низшим формам эволюции…». Руководить толпой из-за её ветрености трудно, ещё труднее, если часть власти находится у самой толпы.

Однако существует всё же и естественный регулятор желаний массы: обыденные нужды, которые хотя бы несколько стабилизируют толпу. Поскольку она не может сдерживать свои инстинкты, и численность индивидов рождают в них ощущение могущества, для толпы отсутствуют представления о преградах, о чём-то невозможном. Изолированный индивид (за исключения преступника) сам не пойдёт грабить магазин, даже если почувствует стремление это сделать. В толпе же, достаточно внушить эту мысль, чтобы она реализовалась сравнительно быстро. Объективные препятствия приводят толпу в ярость.

Степень импульсивности толпы зависит от расы. «Англосаксонская» толпа гораздо умереннее, чем «латинская», например – в последней черты эмоционального женского характера выражаются в полной силе.

Внушаемость.

Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает её подверженной внушению. С помощью психического «заражения» внушение передается всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Толпа не различает объективное и субъективное. Нередко возникают коллективные галлюцинации, причем на их появление не влияет степень образованности каждого индивида, если он принадлежит к толпе и находится под ее влиянием.

Приведя ряд примеров, Лебон делает практический вывод для исторической науки: «Коллективные наблюдения – самые ошибочные из всех, и чаще всего представляют ничто иное, как иллюзию, распространившуюся путем «заражения» и внушения одного индивида другим». Поэтому совершенно неправильно поступают те, кто полагает, что массовое присутствие свидетелей полностью удостоверяет какой-либо факт. «Самые сомнительные события – это именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей». Столь же недостоверны показания детей. Они возможно не лгут осознанно, но в силу своей впечатлительности часто дают совершенно недостоверную информацию. Как это не парадоксально звучит, но чаще всего, лучше решать жребием судьбу человека, чем на основании показаний толпы.

Максимализм.

Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, это можно связать с атавизмом первобытного человека, которое подавляется у изолированного индивида страхом наказания. Отсюда агрессивность толпы, выливающаяся в насилие.

Страницы: 1 2


Язык и дискурсивное мышление.
Язык- это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации от поколения к поколению. Эволюционное развитие познавательных процессов происходило закономерным образом: для успешного приспособления к окружающей среде субъект должен ...

Интеллектуальная активность
Однако, так как уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так творческой одаренности и продуктивности, с другой. Это последнее понятие получило название коэффициента креативности (Cr). Оказалось, что эти понятия н ...

Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов.
Обратим внимание на тот факт, что в реальной практике общения соотношение сознательных и бессознательных феноменов проявления психического особое. В рамках вышеназванных функций общения, при осуществлении приема-передачи информации, реализации управленческих функций и обмена в эмоциональной сфере, значимость бессознательного компонента ...