Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического
развитияСтраница 7
Таким образом, контрольный эксперимент показал, что: как в экспериментальной, так и в контрольной группах у подростков с ЗПР происходит развитие учебной мотивации; в экспериментальной группе наблюдается значительно более благоприятная динамика этого развития, чем в контрольной.
Проведенное исследование показало, что практически у всех подростков с ЗПР присутствуют учебные мотивы. Вместе с тем, эти мотивы не являются у них доминирующими в мотивационной иерархии. К концу шестого класса почти у половины детей выступает мотив, не связанный с учебной деятельностью: "У меня есть другие интересные дела".
Очень важно извлечь пользу для подростка из того, чем он занимается в свободное от учебы время. Поэтому большое внимание было уделено организации дополнительного образования в школе, чтобы вовлечь подростков в кружковую работу.
У подростков рассматриваемой категории представлены мотивы самоопределения и самоуважения, а также узколичные мотивы престижа и благополучия. Подростки осознают значимость учения для будущего, но побуждают их мотивы, связанные с повседневной жизнью.
Необходимо отметить, что не все мотивы осознаются подростками в равной степени. В частности, подростки с ЗПР плохо осознают учебные мотивы, непосредственно связанные с процессом обучения (умение мыслить, рассуждать). Очень значимой для младшего подростка с ЗПР является оценка. Она имеет большую побудительную силу, хотя ее значение осознают не все подростки.
Одна из важных задач индивидуально-коррекционной работы состоит в том, чтобы понимаемые мотивы сделать побуждающими, реально действующими.
В подростковом возрасте у детей с задержкой психического развития, как и у нормально развивающихся сверстников, интенсивно формируются личностные качества. При наличии коррекционного обучения, в младшем подростковом возрасте у этих подростков растет интерес к новым знаниям, возрастает дисциплинированность на уроках. Становится более адекватной реакция ученика на замечания педагога.
Приложение1. Сюжетно-ролевая игра
Кто из нас лечит?
Цель. Рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу.
Игровое задание. Вылечить больного.
Правила игры. Подражать медицинским работн ...
Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших
психологическую травму
Психологически травмированный ребенок, как правило, впоследствии имеет отклонения в эмоциональном развитии. У него могут сформироваться такие эмоциональные отклонения, как депрессия, тревожность, страхи.
Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов зафиксировали особенности психического развития детей, перенесших пренебрежение. Именно эти особеннос ...
Выводы
Существуют различные точки зрения в понимании психологических особенностей мотивации власти. По мнению А. Адлера стремление к власти (доминирование над другими), - основная движущая сила поведения и деятельности человека.
Ощущение власти, по мнению К.Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) ...