Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического
развитияСтраница 6
Проследим изменения учебной мотивации от начала эксперимента (5 класс) к его концу (6 класс). В таблице 4 приведены данные применения анкеты "Учебные мотивы".
Из таблицы видно, что у учащихся пятых классов самое большое число выборов приходится на узколичный мотив ("Учусь, чтобы больше зарабатывать денег" - 65%), на втором месте - учебно-познавательный мотив ("Учусь потому, что хочу больше знать") и мотив самоопределения ("Учусь, чтобы потом хорошо работать" - по 60%), на третьем месте - мотив долга и ответственности перед родителями ("Учусь, чтобы доставить радость родителям" - 55%). К шестому классу первое место начинают занимать учебно-познавательный мотив ("Учусь потому, что хочу больше знать") и мотив самоопределения ("Учусь, чтобы потом хорошо работать" - по 90%). Узколичный мотив, который ранее был на первом месте, переходит на третье. К шестому классу растет число указаний на мотивы, связанные с содержанием учения ("Учусь потому, что на уроке интересно": пятый класс - 40%, шестой класс - 60%).
Рассмотрим результаты учащихся экспериментального класса по полупроективной методике "Закончи предложение" (табл. 5).
Распределив ответы каждого ученика по группам, на основании количественного сравнения можно определить, какая направленность преобладает у данного ребенка, чего он ожидает от учебной деятельности.
По результатам применения первой части методики "Отношение к учебной деятельности" легко обнаруживается мотив благополучия и прежде всего - получения хорошей отметки (5 класс - 40%, 6 класс -50%).
Вторая часть методики раскрывает смысл, который имеет для ребенка получение хорошей оценки. По ответам учащихся на задания второй части методики можно судить о том, что побуждает и направляет учебную деятельность младших подростков.
Как в пятом, так и в шестом классах сильным побуждающим фактором является чувство долга перед родителями. Соответствующие ответы занимают первое место как у пятиклассников (70%), так и у шестиклассников (65%).
Значимость этого фактора подтверждается результатами четвертой части данной методики: получение плохой отметки огорчает подростков по этим же причинам. В пятых классах этот мотив делит первое место с мотивом отношений со сверстниками. "Плохая отметка меня огорчает, так как не могу порадовать родителей" (40%). "Плохая оценка меня огорчает, так как товарищи будут смеяться" (40%). В шестом классе этот же мотив делит первое место с познавательным мотивом: "Плохая оценка меня огорчает, так как не могу порадовать родителей" (50%), "Плохая оценка меня огорчает, так как плохо знаю учебный материал" (50%).
Третья часть методики выявляет причины, по которым подросток с задержкой психического развития, по его мнению, не может учиться лучше. В пятых классах первое место занимает ответ: "У меня есть более интересные дела" (40%). В шестых классах на первом месте оказываются другие причины: "У меня есть более интересные дела" или: "Можно учиться плохо, а зарабатывать хорошо". Оба ответа выбрали 45% учащихся экспериментальной группы. На втором месте - "Я не успеваю работать вместе со всеми" (40%).
Данные, полученные с помощью методики В.К.Гербачевского, позволяют характеризовать основные компоненты мо-тивационной структуры подростка с ЗПР (табл. 6).
В шестых классах, как и в пятых, следующие выборы имели приблизительно равный процент: познавательные и внутренние мотивы (67%), мотив избегания (67%), мотив самоуважения (66%), состязательный (66%). Однако, в отличие от мотивов учащихся пятого класса, в шестых классах выросло число выборов мотива смены деятельности (с 55% до 65%) и мотива инициативности (с 53% до 60%). Это еще раз подтверждает продвижение в формировании личностных качеств подростков.
Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий.
Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликто ...
Роль эмоций во взаимоотношениях людей
Много интересных наблюдений красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает [7]. Вот, что в своё время ...
Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе
постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая
характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная.
На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает проме ...