Особенности развития памяти у детей с ЗПРСтраница 5
В экспериментах участвовали 10-11 - летние дети с ЗПР (58 человек), а также их сверстники - успевающие учащиеся массовых школ (63 человека) и умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, 51 человек). Результаты исследования подтверждают предположение о наличии у детей с задержкой развития нарушений механической памяти. По ряду показателей запоминания она снижена у них по сравнению с учащимися массовой школы, хотя и несравненно лучше, чем у детей-олигофренов.
Изучение логической памяти показало, что данный; вид памяти страдает у детей с задержкой развития во многом за счет недостаточности смысловой переработки получаемой информации. Наличие нарушений на уровне механической памяти свидетельствует о том, что страдает и сама мнемическая основа единого, целостного процесса усвоения.
Структура нарушений механической памяти детей с ЗПР непроста. В рассматриваемых опытах наблюдалось заметное снижение продуктивности первых попыток запоминания. Вместе с тем время, необходимое для полного заучивания (общее количество попыток), в среднем достаточно близко к норме. Одной из задач исследования было изучение зависимости успешности запоминания от формы организации процесса заучивания. Оказалось, что эффективность мнемической деятельности в значительной мере определяется способом предъявления экспериментального материала и организацией процесса воспроизведения. В частности, группировка элементов словесного ряда приводит к более быстрому и безошибочному усвоению всего материала. В наибольшей степени это касается детей с аномалиями умственного развития. Вместе с тем расчленение материала не приводит к немедленному положительному эффекту. Выяснилось, что при первой попытке заучивания объем правильно воспроизведенных слов выше, если запоминался нечлененный словесный ряд. Иными словами, даже такой классический способ, каким является группировка заучиваемого материала, не сразу приводит к улучшению запоминания.
Остановимся теперь на дифференциально-диагностической стороне обсуждаемых данных. Дети с ЗПР и особенно учащиеся вспомогательных школ не всегда справлялись с наиболее трудными заданиями, с которыми успешно справлялись нормально развивающиеся испытуемые. К таким заданиям относятся словесные пробы А.Р. Лурия (строго селективное запоминание и воспроизведение двух рядов слов), широко используемые в нейропсихологической практике и зарекомендовавшие себя как весьма чувствительные к нарушениям избирательности памяти. При проведении экспериментов считалось, что ребенок не справляется с заданием, если он не может запомнить предлагавшийся набор из 6-8 слов за 10 попыток. Это число более чем вдвое превышает средние показатели количества повторений, необходимых для заучивания нормальным детям и детям с ЗПР. Дальнейшие попытки оказывались излишними из-за негативной реакции испытуемых на длительный неуспех, а также из-за отсутствия положительных сдвигов при последующих предъявлениях. Полученные данные позволяют рассматривать неспособность выполнить соответствующее задание как признак возможных отклонений в умственном развитии ребенка.
Словесные пробы А.Р. Лурия позволили выявить еще одну качественную особенность процесса запоминания у аномальных детей. Некоторые из них при первом воспроизведении не смогли репродуцировать ни одного элемента. Это означает, что при запоминании конкурирующих групп слов возникли столь сильные ретро - и проактивная интерференции, что произошло чрезмерное торможение следов. Ребенок не мог вспомнить первую часть сообщения, находясь под влиянием только что прослушанной второй группы слов, а к тому моменту, когда он начинал припоминать вторую часть, предшествующая активность подавляла следы последней. Существенно, что такое "застопоривание" встречалось только у испытуемых из групп аномальных детей и никогда не наблюдалось у их нормально развивающихся сверстников.
Методология и методы социально-психологического исследования
Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования.
Понятие методологии научного исследования: общая методология, частная (специальная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Соци ...
Половые различия
Хотя наблюдается большая изменчивость типов конституции с возрастом и образом жизни, все же можно отметить, что, по данным большинства авторов, у лиц мужского пола чаще отмечается мышечный тип, а у лиц женского пола - астеноидный или торакальный (А. В. Гордина, Т. В. Панасюк, 1975; С. С. Дарская, 1975; ). Последний из перечисленных авто ...
Ключевые понятия учения.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь ...