Материалы » Развитие опосредованной и неопосредованной памяти в подростковом возрасте » Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с данными исследования А.Н. Леонтьева

Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с данными исследования А.Н. Леонтьева
Страница 2

Опираясь на анализ статистически значимых различий, который был приведен выше в таблице 8, мы объединили данные трех экспериментальных групп – 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 годов в единую выборку и сравнили получившиеся результаты с наиболее близкой по возрастным рамками группой А.Н. Леонтьева: в нашем случае, это подростки 12-15 лет (6-8 классы), у А.Н. Леонтьева – 12-16 лет (учащиеся V-VI классов). Такое сравнение позволит нам в наиболее общем виде изучить особенности запоминания подростков начала XXI века по сравнению с их ровесниками прошлого века (см. рис. 8).

Рис. 8. Сравнение кривой современной ситуации развития памяти в подростковом возрасте с кривой развития памяти 1920-х годов в условиях непосредственного запоминания и картинно-опосредствованного запоминания

Согласно рис. 8, мы можем видеть, что, в среднем, только в условии с непосредственным запоминанием современные подростки показывают несколько лучшие результаты, чем подростки 20-х гг. прошлого века - в отношении опосредствованного запоминания эффективность запоминания оказывается меньшей. То есть, все-таки, не смотря на культурные, исторические, социальные изменения за последние около 100 лет, картинно-опосредствованные способы запоминания оказываются незначительно, но менее эффективными у подростков XXI века по сравнению с подростками прошлого столетия. Вместе с тем, показатели по непосредственному запоминанию, опять же незначительно, но возрастают по сравнению с показателями классического исследования, что, будем полагать, говорит о некотором улучшении этого вида памяти у подростков в настоящее время.

Заметим, что убедиться в существенности различий в результатах нашего эксперимента и процедуры А.Н. Леонтьева не представляется возможным из-за отсутствия индивидуальных данных или показателей вариативности в работе А.Н. Леонтьева. Поэтому мы вынуждены ограничиться проверкой статистической значимости различий между условиями только в нашем эксперименте. В таблице 14 показаны результаты такой проверки с помощью t-теста для зависимых выборок.[2]

Таблица 14. Проверка значимости различий в среднем количестве воспроизведенных слов подростками для всех пар серий (t-тест для зависимых выборок) – в исследованиях различных годов

Год проведения

Показатели

НЗ-КОЗ1

НЗ-КОЗ2

НЗ-БОЗ

КОЗ1-КОЗ2

КОЗ1-БОЗ

КОЗ2-БОЗ

2006-2007 гг.

t

-5,892

-7,235

4,199

1,000

14,294

13,202

p

,000

,000

,002

не значимо

,000

,000

2007-2008 гг.

t

-3,628

-3,242

3,565

0,418

8,812

8,225

p

,001

,003

,001

не значимо

,000

,000

2008-2009 гг.

t

-3,835

-3,486

-2,855

-3,008

-3,833

-3,832

p

,000

,000

,004

,003

,000

,000

Страницы: 1 2 3


Определение мышления.
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы, создавае ...

Теории и концепции
Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции: 1) гендерных различий; 2) гендерной социализации; 3) психологии женщины; 4) психологии мужчины; 5) психологии гендерных отношений; 6) гендерной психологи ...

Гипноз.
Гипнозом называется способность впадать в особое состояние, похожее на сон, при котором пациент сохраняет способность действовать под влиянием лица, погрузившего его в гипнотическое состояние. Характерная особенность этого состояния – необыкновенная восприимчивость ко всяким внушениям и приказаниям. Пробуждается загипнотизированный толь ...