Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков

Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков
Страница 4

3.

Изометрические упражнения. Если не имеете возможности выйти из ситуации и заняться упражнениями, попробуйте изометрические упражнения. Упритесь руками в стену и толкайте изо всех сил, пока мышцы не обессилят. 4.

Вопите и кричите. В буквальном смысле слова, сколько хватит воздуха в легких, пока не выбьетесь из сил. Но вопите и кричите на себя (например, в спальне или ванной), а не на кого-то еще. 5.

Бейте подушку. Если рассердились настолько, что чувствуете потребность кого-нибудь ударить, отправляйтесь в спальню и выбейте дух из подушки. Возьмите полотенце и лупите постель, пока не устанете.

Рекомендации родителям по общению с агрессивным подростком:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.

2.Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывайте подростку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".

3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки. Четко разделять санкции и наказания.

4. Наказания не должны унижать подростка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

6.

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар подростка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Организовать занятия спортом, прежде всего плавание.

Техники эффективной коммуникации

1. Техника эмпатического («активного») слушания.

Предоставление обратной связи о его чувствах, переживаниях эмоциональных состояниях.

Невербальные компоненты: доброжелательная открытая поза, контакт «глаза в глаза» на одном уровне с подростком. Вербальные компоненты:

· Повторение «слова в слово»

· Перефразирование (что подросток хотел сказать?)

· Обозначение эмоционального состояния

2. Техника эффективной похвалы.

Критерии эффективной похвалы:

· Не должна содержать сравнения со сверстниками

· Не должна содержать прямой оценки личности подростка. Содержит реалистическое описание действий, его усилий, результатов действий.

· Похвала должна содержать критерии оценки и создавать возможности для формирования позитивной Я-концепции.

· Похвала должна содержать описание чувств взрослого.

3. Техника введения запретов и ограничений.

Содержание запретов и ограничений:

· Физическая и личностная безопасность подростка

· Сохранность оборудования

· Постоянство времени и места занятия

Ограничений должно быть немного, они предъявляются в ясной и понятной словесной форме, имеют тотальный императивный характер и предъявляются безлично («Драться нельзя»)

4. Техника «Я - высказывание»

Цель «Я–высказывания» - не вежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.

1. Объективно описать событие (ситуацию) без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования: «Когда на меня поднимают голос…», а не «Когда ты на меня орешь…» или «Когда ты хочешь меня унизить .»

2. Описать свою реакцию (когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве):

Эмоциональная реакция: «Я обижена», «Я рассержена», «Я чувствую себя забытой».

Описание поведения: «Я ухожу в себя», «Я решаю все делать сам», «Я начинаю кричать на тебя».

Реакция, которой вы сопротивляетесь: «У меня появляется желание избегать тебя», «Мне хочется просто выйти», «Мне хочется бросить все это».

Неправильно:

осуждать других: «Я из-за тебя это уронил», «Ты меня расстроил».

3. Высказывать свои пожелания: «Мне хотелось бы…», - не формировать их как требования. Когда мы говорим другим, что они должны

сделать что-то, они зачастую противятся этому. Если они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Однако мы уведомили их о нашей позиции.

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов.

5. Физическая и личностная безопасность ребенка

6.

Можно добавить какое-то объяснение, т.е. дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы и ее последствий для нас: «Потому что…». Так другим легче понять нашу точку зрения, и они начинают содействовать нам.

Правила обратной связи:

п/п

Правила обратной связи

Так делать не стоит!

А вот так –эффективно!

1.

Результативность обратной связи будет гораздо выше, если говорить партнеру не о свойствах его личности, а о поведенческих проявлениях и реакциях, которые вы отследили.

« Ты какой-то неуравновешенный,

нервничаешь вечно!»

«Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал урок».

2.

Эффективнее говорить о своих наблюдениях, а не о заключениях, к которым пришли в ходе своих рассуждений

«Ты что кричишь, думаешь, я не справедливо тебя оцениваю!»

«Ты сейчас очень громко говоришь!»

3.

Не стоит оценивать поведение другого человека, поскольку, во-первых, ваша шкала оценки того или иного поступка не обязательно является идеальной, а во-2ых, в обратной связи вы высказываете свое отношение, а не интерпрети-руете поведение другого.

«Только бездельники и дураки списывают на контрольной».

«Мне не приятно видеть, как ты списываешь».

4.

В обратной связи необходимо избегать таких обобщающих категорий как «всегда», «никто»,

«никогда», «ничего» и т.д., лучше использовать такие высказывания как «В большей или меньшей степени». Поскольку утверждение «никто и никогда» чаще всего действительно не имеет под собой основания, таким образом, обратная связь превращается в огульную критику. В такой фразе собеседник прочитает надменность, несправедливость и непонимание, таким образом, цель обратной связи не будет достигнута, а ваш собеседник будет чувствовать себя некомфортно и обижено, на что у него будет полное право.

«Ты всегда не умел объяснять материал, никто ничего не понял».

«Я думаю, что ты объяснял сложными фразами».

5.

В обратной связи следует касаться тех ситуаций и того поведения, которые имели место в данный момент или вне далеком прошлом. Использование намеков на прошлые дела и события, о прошлых ошибках и оплошностях, может вызвать только негативные эмоции и не приведет к конструктивному выводу и решении ситуации

«Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь, на прошлой неделе, как со мной разговаривал…»

«Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно».

6.

В центральном послании необходимо выделять то, что может быть важно для партнера, то, что поможет наладить взаимодействие, а не то, что дает разрядку коммуникатору, возможность не просто выплеснуть эмоции.

«Я тут целых пол часа распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой разговаривать можно!»

«Мне, конечно, не просто, но важно, чтобы мы друг друга выслушали»

7.

Для того чтобы у человека,

воспринимающего обратную связь была возможность осмыслить, понять и присвоить информацию, необходимо дозировать её, иначе большой поток только вызовет хаос и увеличит непонимание друг друга

Говорить сразу о многих аспектах взаимодействия, особенно эмоцио-нально значимых для получателя обратной связи – не эффективно.

Лучше сказать достаточно сжато и о главном.

8.

Стоит выбрать время и место трансляции обратной связи. Партнер должен быть в состоянии адекватно воспринимать всё, что ему хотят сказать. Если он занят другими важными для него делами, думает о предстоящей встрече или о том, что должно вскоре случиться - это затмит его восприятие возможно важной для него обратной связи.

«Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…»

«Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой»

9.

Соблюдайте баланс между положительной и отрицательной оценкой. Начинать следует с «хорошего». При этом критика не должна перевешивать похвалу (помните, как кот Матроскин сказал: «поздравляю, Шарик, ты – балбес»). Помните, что неискренняя или беспричинная похвала приносит больше вреда, чем пользы. Использование похвалы как дальнейшей манипуляции обычно распознается собеседником и создает угрозу доверию.

«Ты конечно молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки».

«Ты действительно написал интересное сочинение. Единственное, над грамматикой следует ещё поработать».

Страницы: 1 2 3 4 5


Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте
Потребности являются первоисточником психической активности ребенка. Безусловно, человек в детстве испытывает преимущественно физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период — период ...

Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношения
Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере труда. Работники видят друг в друге не враждебно настроенных конкурентов, но мирных партнёров. Рынок тр ...

Заключение.
Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности в учебной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: · · Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности. · · Конкретизаци ...