Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 4

В настоящее время разработано немало программ по вопросам профориентации школьников. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Основной целью предлагаемой вашему вниманию профориентационной программы, является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, в основу которой положена трёхфакторная модель Е.А.Климова (хочу – могу – надо). Характерной особенностью программы является перенос акцентов выбора профессии на подготовку к ней.

В реализации этих задач важное значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам активизации учащихся, в профессиональном самоопределении.

Большой интерес вызывает методическое обеспечение учебного курса, которое соответствует теоретической концепции и состоит из выбора методик, включающих опросники, тесты, профориентационные игры /19,20/.

Мир труда стоит на пороге XXI века. Потребители требуют более высокого качества и разнообразия продукции, лучшего сервиса; в процессе взаимодействуют всё более сложные системы; технологические новшества требуют постоянной перестройки. Век индустрии уступил место веку информатики. В век информации работа приобретает глобальный характер. Мы становимся свидетелями и участниками перехода к совершенно новой экономике, которая всё более и более смещается в сторону услуг, а также в направлении работы со знаниями. Это требует новых организационных структур и технологий, а также работников нового типа. Усложнение производственного оборудования и технологических процессов обуславливает возрастание спроса на высококвалифицированную рабочую силу.

Требования от работников высокого уровня общего и профессионального образования, профессиональной квалификации, мотивации, исполнительности и профессиональной гибкости становится определяющим на рынке рабочей силы уже в первом десятилетии нашего столетия. Проведение в жизнь стратегий накопления и постоянного развития человеческого капитала, побуждающих работников и работодателей поддерживать, совершенствовать и модифицировать профессиональные знания, навыки и умения в течение всей трудовой жизни посредством профессионального обучения и повышения квалификации, реализации кадровой политики, основанной на принципах гуманизации труда и повышения качества трудовой жизни, должны явиться ключевым инструментом достижения стабильности экономического развития предприятий, каждого работника и страны в целом. Высокая квалификация, профессиональная гибкость и адаптационная способность работников становятся также основой их социальной защищённости. Такие работники уже в настоящее время наиболее конкурентоспособны и мобильны на рынке труда /10/.

Одним из необходимых условий эффективного развития человеческого потенциала является создание системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, с помощью которой могут быть реализованы следующие социальные функции:

1) подготовка к осознанному и мотивированному выбору профессионального пути или перемене профессии;

2) целенаправленная подготовка к труду;

3) эффективное планирование и устойчивое построение оптимальной профессиональной карьеры (с учетом возможной смены профессии, рода деятельности).

Таким образом, система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения призвана обеспечить профориентационное сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его жизни, и может выступать определенной формой социальной гарантией в сфере свободного и адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности.

Кроме того, в современных условиях (экономические реформы, связанные с ними перманентные экономические и политические кризисы, изменение структуры рынка труда, рост безработицы, падение уровня жизни большинства населения и повышение в связи с этим социально-психологического напряжения) возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки как одного из основных направлений активной политики обеспечения занятости населения. Являясь, с одной стороны, наиболее массовым, доступным, действенным, с другой стороны, наименее затратным направление работы, система оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке способствует:

1) полному и всестороннему информированию населения о состоянии, потребностях, структуре современного рынка труда, востребованных профессиях, возможностях получения новых профессий, профессионально переобучения, требованиях, предъявляемых профессиями к профессиональным и личностным качествам человека, потребностях работодателей, сложившейся социально-экономической ситуации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Анализ информационных ресурсов для автоматизации психодиагностических методик
Автоматизированные интерактивные системы профориентации и информации – замечательное достижение технологии значительно облегчают выбор профессии и обсуждении этих проблем на международном уровне. Самое главное преимущество автоматизированной системы профориентации состоит в упорядочении данных. Дисплей, программное обеспечение, распечат ...

Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает проме ...

Мотивационное управленческое общение
Можно знать множество теорий мотивации и теорий менеджмента, все это очень интересно и полезно для общего развития. Многие руководители, посетив семинары по управлению и получив массу теоретической информации, были разочарованы низкой практической отдачей. Почему это происходит? Все дело в том, что в управлении персоналом есть две глоба ...