Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших
психологическую травмуСтраница 3
Особенности эмоционального состояния детей после террористического акта. Даже косвенное переживание травмы, вроде прослушивания сообщений о террористических актах в других городах и странах, может вызвать интенсивный эмоциональный ответ в детях. Большинство детей всех возрастов, перенесших такого рода травму, имеют такие особенности, как увеличение беспокойства при разлуке с членами семи; повторное переживание травмирующего события через навязчивые мысли, действия, кошмары; повышенная чувствительность к резким звукам типа сирен, летящих самолетов, громкого шума; страх темноты; невнимательность, снижение успеваемости; появление мыслей о смерти; повышенная раздражительность. [19] Также, среди бывших заложников, наблюдался синдром «избегания», агрессия против сверстников, страх одиночества, тревога в любое время суток, частое ожидание угрозы. Галкина Т.П. в клиническую картину включает такие нарушения, как:
1. нарушения сна, которые проявлялись в виде затрудненного засыпания, чуткого сна, синдрома «пяти часов» - когда дети просыпаются незадолго до времени начала теракта, взрыва, не могут заснуть, испытывают тревогу, беспокойство. Наблюдаются вздрагивания туловища, плач во сне, кошмарные сны;
2. страхи, которые квалифицируются как сверхценные. Тематика страхов связана с терактом. Дети боятся повторения, многие дети в течении 1-2 недель спят одетыми, приготовив верхнюю одежду;
3. изменения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в плаксивости, пассивности по отношению к любимым занятиям, сниженном эмоциональном фоне;
4. проявление астенического синдрома;
5. случаи системных неврозов (заикание, энурез, тик).
Соматическое состояние у таких детей сопровождается вегетативной симптоматикой: зуд кожи, температура, головные и сердечные боли, тремор пальцев рук, жалобы на снижение или полное отсутствие аппетита, сочетание ощущения озноба с повышенной потливостью, тошнота, позывы на рвоту, затрудненный стул.
Особенности развития детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами. Тарабрина Н.В. выделяет следующие симптомы, которые появляются у детей сразу после травмы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения.
У младших детей часто появляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявление большей зависимости от родителей, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время.
Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому Тарабрина Н.В. указывает на необходимость обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:
1. нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать;
2. страх разлуки с родителем, «цепляющееся» поведение;
3. страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т.п.), связанного с травматическим переживанием;
4. соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье;
5. повышенная тревожность, появляющаяся дома или в учебном заведении, связанная со страхами или фрустирующими обстоятельствами.
Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, - дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности.
Особенности развития детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание. По мнению Тарабриной Н.В., тяжелое соматическое заболевание может привести ребенка к посттравматическому стрессовому расстройству. Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (ребенок чувствует себя более маленьким, незащищенным, что в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками в детском саду или школе тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация. Как пишет Тарабрина Н.В., стресс – это закономерная реакция на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т.п.).
Половое воспитание как фактор обретения идентичности
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и через это устанавливать оптимальные отношения с люд ...
Значение ожиданий учителя
в возникновении стресса
Данные о содержании вербальных контактов учителя с учениками являются ещё более красноречивыми. В реакциях учителя на ответы учащихся на уроке всегда присутствуют похвала и критика. Однако различия в ожиданиях проявляются в том, что по отношению к успевающим учащимся учитель высказывает одобрительные и критические замечания в совершенно ...
Цепочка
Время проведения: 5 мин
Составьте цепочки слов, позволяющие (путем изменения каждый раз всего одной буквы) перейти от начального слова к заданному конечному. К примеру, как из слова пять сделать семь:
пять - путь - суть - сеть - семь.
Или щит переделать в меч: щит - кит - кот - пот - мол - мел - меч.
Из жабы - рыбу: жаба - раба - ры ...